Практические советы
Предварительная стирка. Заводская пропитка новых тканей препятствует впитыванию красок, и дизайн может быть поврежден. Обязательно перед началом работы вымыть материал, просушить, прогладить и только потом приступать к рисованию.
Натяжение ткани. Перед началом работы убедитесь, что ткань надежно закреплена на твердой поверхности — лучше взять лист пластика, фанеры или доску. Вы можете использовать булавки, канцелярские скрепки, канцелярские скрепки и даже обычные прищепки, чтобы закрепить его. Главное, чтобы ваше рабочее место не двигалось при переносе рисунка с бумаги и в процессе нанесения контура и росписи.
Подложка
Если вы наносите рисунок непосредственно на готовый продукт, например футболку, важно, чтобы между слоями прикрепленного продукта была поддержка — это предотвратит попадание краски на обратную сторону продукта, где в дизайне не предусмотрено. Опорой может служить весь лист пластика или фанеры, к которому крепится изделие, если позволяют размеры, или дополнительная вставка из аналогичного материала, или даже просто полиэтиленовая пленка
Водопад. Налейте воду для разбавления краски в устойчивый тяжелый стакан или банку и отставьте немного в сторону, чтобы ее не было под рукой. Не используйте пластиковые стаканчики, они нестабильны, их легко перевернуть и испортить работу.
Тряпки. Хорошо иметь под рукой гигроскопичные влажные и сухие тряпки, чтобы сушить кисти, чистить руки и стол во время работы. Следите, чтобы на кисточке не осталось капель: единичное пятно может безвозвратно испортить средство
Не меньшее внимание уделяйте чистоте рук — иногда кажется, что краска попадает к нам просто по волшебству
Кисти. Выбор кисти определяется типом дизайна, качеством ткани и вашими личными вкусами. В батике можно использовать большой ассортимент кистей, а также поролоновые и ватные диски. Желательно выбирать кисти с длинной ручкой и ровным и хорошо расположенным ворсом. Чтобы прорисовать мелкие детали и работать близко к контуру, вам потребуются тонкие кисти; для покраски больших поверхностей можно взять круглые и плоские кисти.
Обратите внимание, что кисть нельзя оставлять в воде кончиком вниз на длительное время — она может деформироваться. Когда закончите, промойте щетку каплей моющего средства для посудомоечной машины и высушите кончиком вверх
Схема. При нанесении контура держите трубку под острым углом к ткани и не меняйте скорость движения руки, чтобы линия была равномерной по толщине.
Анкеровка. Внимательно ознакомьтесь с инструкциями на банках с краской и гарнирах — у каждого производителя может быть свое время высыхания и способ крепления. Соблюдение правил поможет вам не испортить себе работу.
Виды росписи по ткани
Главная особенность техники батик — разные цвета рисунка отделяются друг от друга контуром. В зависимости его типа выделяют несколько разновидностей:
- Горячий батик. Он подразумевает разделение деталей рисунка с помощью горячего воска, нанесенного на ткань по контуру рисунка. Он наносится специальным инструментом — чантингом. С этого вида батика началась история этой техники в целом и появилось ее название.
- Холодный батик. Появился намного позже с развитием химического производства. В нем применяется специальный резервирующий состав, похожий на гель и застывающий после нанесения на ткань. Его рецепт содержит бензин и клей, поэтому варить резерв в домашних условиях небезопасно. Так что лучше приобрести готовый набор. Холодная техника требует меньшее количество усилий, чем горячий батик, так как нанести специальный состав куда проще, да и ведёт он себя послушнее. К тому же люди стали использовать специальные жидкие краски по ткани, что тоже облегчает творческий процесс. Эта техника хорошо подходит для начинающих.
- Узелковый. Не предполагает нанесения резерва на ткань. Рисунок создаётся путем завязывания на ткани узелков в определенных местах, а затем окунания всей материи или ее частей в краску. Благодаря узелкам создаются неповторимые разводы, которые прекрасно выполняют роль лепестков цветов, листьев и бутонов.
- Шиборинг. Близок к узелковому батику и представляет собой создание рисунка на ткани путем прессования определенных ее частей. Шиборить можно на шерстяных изделиях, в том числе и сваленных, а также на шёлке.
- Свободная роспись по ткани. В ней не используется контур, а потому цвета плавно переходят друг в друга. Эта техника не так проста, как кажется на первый взгляд. Ведь на материю краска ложится совсем по-другому, нежели на бумагу.
https://youtube.com/watch?v=Io7RK3yRHgw
Как декорировать шарфик своими руками?
Перейдем от теории к практике. Попробуйте сделать такой очаровательный шарф, изготовив ткань батик холодным способом. Для этого возьмите:
- прямоугольник белого шелка размером 0,5х1 м;
- кнопки;
- рамку для натяжения ткани;
- прозрачный резерв и трубочка для него;
- специальные краски для батика голубого и синего цвета;
- бензин, который используют для зажигалок;
- емкости, чтобы разводить краски;
- 2 кисточки;
- фен;
- крупную соль.
Увлажните ткань водой, используя кисть. Натяните полотно на раму, прикрепите к ней кнопками. Чтобы сделать ткань батик, нанесите на полотно кистью голубую краску.
В данном случае роспись по ткани начата со среднего сектора. Здесь по плану должны находиться облака. Разбавьте краску небольшим количеством воды, нанесите на полотно, а сверху посыпьте крупной солью. Такая манипуляция нужна для того, чтобы соль впитала воду, при этом на ткани останутся эффектные разводы.
Посушите этот участок струей теплого воздуха, держа фен не близко к полотну, затем стряхните соль. После оформления середины, переходим к краю, на котором изобразим море.
Также намочите этот участок ткани водой, натяните его на раму
Осторожно, чтобы не проглотить резерв, втяните его в трубочку. Выдувая на полотно, изобразите волны или другой рисунок моря. Могут получиться водоросли или чешуя диковинных рыб
Могут получиться водоросли или чешуя диковинных рыб.
Просушите резерв, вновь увлажните ткань водой, покрасьте этот участок голубой и синей краской.
Натяните другой край шарфа, на котором будет изображена земля и растения на ней. Нарисуйте резервом цветы, например, ромашки, траву, просушите. Увлажните ткань, раскрасьте эти цветы.
Высушите шарф феном, снимите с рамы. Чтобы закрепить краску, несколько раз прогладьте оформленное полотно с лицевой и изнаночной стороны утюгом. После этого нужно прополоскать изделие в холодной воде, чтобы ушла соль. В заключение — опять несколько раз прогладить утюгом. Все, можно красиво завязать шарф на шее и полюбоваться тем, каким замечательным он получился.
Другие виды росписи и рисования
Существуют и другие техники рисования — экспериментальные. К ним относят:
- Аэрографию. Когда сочетается машинная и ручная роспись, а краска распространяется по ткани специальным аппаратом — аэрографом.
Аэрограф для батика
- Шибори. Такая техника очень проста и доступна для всех. Ткань связывают узелком и помещают в краску.
- Поливка. При такой технике воск поливается на ткань в горячем виде.
Поливка — батик
- Штамповка. Такой вариант предполагает нанесение заранее приготовленного узора с помощью жидкого воска.
Вид батика штамповка
- Роспись валиками, которая также применяется при расплавленном воске.
Также существует батик как рисовать на ткани — живописный, обратный, монументальный, офортный, философский и т.д.
Монументальный вариант
Многие опытные художники этой техники восторгаются ремеслом батика, так как оно неповторимо. Процесс, когда ткань поглощает в себя воск и краску, отражая игру оттенков нельзя не с чем сравнить.
Современный батик роспись по ткани, хотя и во многом благодаря прошлому, заметно отличается от традиционных и формальных стилей. Например, художник может использовать офорт, разгрузочное окрашивание, трафареты, различные инструменты для окрашивания, рецепты воска с различными сопротивляемыми поверхностями, работать с шелком, хлопком, крепдешин , шерстью, кожей, бумагой или даже древесиной и керамикой.
Что нужно для батика: ткани, рамки, краски
Для того чтобы заниматься батиком, понадобятся такие материалы, инструменты и приспособления:
- Ткань для росписи (шелк, синтетика, шерсть, атлас, вискоза).
- Пяльцы для вышивания (для незначительных площадей), рамы, подрамники, кнопки для закрепления материала в раме.
- Кисти разной толщины с синтетической и натуральной щетиной. Для крупных рисунков – флейцы, для росписи – круглые.
- Набор красок (термозакрепляемые и «под запаривание»), пипетки, распылители, специальные стеклянные трубочки.
- Лейки и чантинг, необходимые во время работы с горячим воском.
- Штампы, листы копировальной бумаги, трафареты, контурные карандаши и смеси, исчезающий маркер.
- Грунтовочные составы, эффектарные соли, восковые резервы, контуры.
- Фен с режимом холодной сушки.
Что нужно для батика?
История происхождения
Различные методы росписи тканей появились с давних времен, более 2000 лет назад. Наиболее распространены были на Востоке — в Китае, Японии, Малайзии, Перу, Индии.
В этих странах шелковые ткани расписывали, при этом достигая высокого мастерства, вещи получались необычайной красоты. На территории Африки также расписывались ткани, только другими способами, отличными от восточных.
- Это искусство получило новый виток в Индонезии на острове Ява в XII веке.
- Поэтому история возникновения техники батика считается именно с этого времени.
- По индонезийской технологии очертания узоров наносились воском, как в современном горячем батике.
- Индонезийцы не только достигли высокого мастерства в росписи тканей, но и придали этим вещам особое сакральное значение.
- Они считали, что ручной батик обладает мощными защитными свойствами, исцеляющими свойствами от болезней.
Сейчас этот вид росписи по ткани очень распространен и популярен во многих странах мира. Посмотрите на фото, что можно сделать в технике батик на тканевых изделиях.
Для многих этот вид творчества стал любимым занятием, отличным способом сделать свои вещи красивыми и оригинальными. Многие художники создают свои шедевры в технике батик.
Выбор краски и кистей
Для росписи в стиле хохлома, например, характерны яркие и контрастные цвета. Для контурной росписи подойдут специальные контурные краски, которые позволяют легко и точно наносить контуры на ткань. Если вы планируете создавать флюорисцентные рисунки, то вам понадобятся специальные краски, которые светятся в темноте.
Выбирая кисти, обратите внимание на их размер и форму. Для тонких деталей и контуров подойдут кисти с узким кончиком, а для больших площадей — кисти с широким ворсом. Кисти можно выбирать из натурального или синтетического ворса, в зависимости от предпочтений и требований рисунка
Кисти можно выбирать из натурального или синтетического ворса, в зависимости от предпочтений и требований рисунка.
Важно также учесть поверхность, на которой будет происходить роспись. Если это деревянная заготовка, то можно использовать краски для дерева. Если же вы будете рисовать на ткани, то нужно выбрать специальные краски для текстиля
Если же вы будете рисовать на ткани, то нужно выбрать специальные краски для текстиля.
Помимо хохломы и контурной росписи, существует множество других техник и стилей росписи по ткани. Каждая из них требует своих специфических красок и кистей. Поэтому перед началом работы рекомендуется изучить технику, которую вы планируете использовать, и подобрать соответствующие материалы.
Техника росписи | Характеристики |
---|---|
Хохлома | Яркие и контрастные цвета |
Контурная роспись | Контурные краски |
Флюорисцентная роспись | Светящиеся краски |
Помните, что выбор краски и кистей — это индивидуальный процесс, который зависит от ваших предпочтений и планируемого результата. Поэтому экспериментируйте, пробуйте разные виды красок и кистей, и выбирайте то, что вам больше нравится.
Немного истории
Само понятие «батик» переводится как «восковая живопись». А история возникновения техники батик уходит своими корнями в древнюю культуру индонезийских племен. Считается, что волшебное искусство появилось на Яве, но многие азиатские страны считают себя родиной необычной росписи.
На самом деле расписные материи находили в гробницах египетских правителей, которые датируются 4-м веком до нашей эры. Но в то время искусство расписывания тканей не получило широкого распространения из-за дороговизны получавшихся материалов.
Поэтому временем зарождения батика принято считать 7-й век нашей эры. В те далекие времена на создание одного чарующего полотна уходили не просто дни, иногда требовались месяцы, чтобы закончить картину. Соответственно, подобными вещами могли пользоваться только очень богатые жители.
Постепенно расписанные ткани начали свое триумфальное распространение по всему миру. Особенно ценились такие творения в Китае, Японии, Индии.
Кстати, подобные ткани и сегодня стоят очень дорого. Так что это увлечение станет неплохим способом поправить семейный бюджет.
Виды батика
- Одним из самых трудных видов расписывания ткани является горячий батик. Несмотря на сложность техники, результат поражает своей красотой. Такой вид батика требует работы с расплавленным воском или парафином. Нужно успеть нанести на ткань воск до того, как он затвердеет. Необходимо использовать специальную кисть для нанесения контура при работе с расплавленным воском. Кисть имеет специальное название – «чантинг». Краска не должна попасть на восковые места. По окончании работ воск с ткани удаляют горячим утюгом.
- Благодаря развитию химической отрасли позднее появился другой вид батика – холодный батик. При такой технике воск заменяется специальными контурами и резервами для батика, которые продаются в любом специализированном магазине. Причем можно найти контуры и резервы разных оттенков, существует даже смывающийся резерв. Для холодного батика используют стеклянные трубочки.
- Начинающим художникам можно посоветовать начать работать с техники под названием «узелковый батик». Нитью, хаотично или с соблюдением контура рисунка, завязываются узлы. Если вы планируете использовать дополнительный материал — пуговицы, шарики и др, то необходимо учитывать одно условие: этот предмет должен выдержать воздействие высокой температуры. Ткань с красящим раствором помещают в воду кипятиться.
- Техника свободной росписи предполагает использование специальных масляных красок или анилиновых красителей. Такая техника привлекает художников свободой действий, так как заранее не создается контур рисунка, нет готового шаблона. При этом можно экспериментировать, добавляя дополнительный резерв или вещества, содержащие спирт, для того чтобы увлажнить ткань.
- Подвид свободной росписи — роспись по-сырому. Сухим, порошковым красителем посыпают влажную ткань. Чем меньше и тоньше слой красителя, тем более плавными и изящными будут цветовые переходы. На увлажненной ткани с помощью кисти можно самостоятельно сформировать рисунок. Его необходимо выполнить до того момента, пока ткань не начнет подсыхать. А это происходит довольно быстро.
- Заключительная техника батика – «шибори». Некоторые считают, что это разновидность узелкового батика. Отличия заключаются в том, что ткань необычно складывают по японской методике, перекликающейся с техникой оригами.
Как изготовить батик
Для росписи по ткани необходимо приобрести ряд инструментов. Ниже представлен список для начинающих:
Подрамник. Подрамник – устройство, на котором крепят расписываемую ткань. Профессиональные изделия регулируются по размеру. Некоторые мастера используют обычные пяльцы. Сделать подрамник можно и самостоятельно, сколотив 4 деревянные дощечки в виде рамки.
Кисти. Раньше для батика использовали перья птиц. Сейчас применяют специальные кисти
Важно, чтобы они были качественными, с ровно постриженным ворсом, без выпадающих волосков. Один раз потратившись на качественные кисти, ими можно работать несколько лет.
Бумага
Перед тем, как сделать эскиз на материале, его рисуют на тонкой бумаге. Ее размер должен быть равен размеру узоров.
Краски. Для толстых материалов подходят акриловые красители. Для тонких полотен выбирают красители на водной основе. Их преимущество заключается в том, что, добавляя разное количество воды, можно добиваться оттенков разной интенсивности.
Стеклянная трубка. Это трубка с утолщением по центру и тонким носиком. В нее набирают холодный резерв. Через носик резервирующий состав вытекает на ткань. Чем тоньше носик, тем более тонким получается контур.
Чантинг. Это устройство для восковых резервирующих средств. Оно имеет деревянную ручку, на которую крепится металлический резервуар для заливки расплавленного воска с острым наконечником.
Восковой резерв. Это средство, которым делают контуры в горячем батике. Воск расплавляют и используют по назначению. Иногда его смешивают с парафином.
Холодные контуры. Применяются в холодном батике. Состоят из воды, бензина, резиновых масс или смол. Бывают прозрачными и цветными.
Кнопки. Ими фиксируют материал на подрамнике.
Нити, веревки, трафареты. Нужны для узелкового батика.
Письменные принадлежности. Для нанесения рисунков.
Электрический растапливатель воска. В нем воск всегда остается жидким.
Фантомный маркер. Используется для нанесения эскиза на материю, исчезает после раскраски.
Когти. Удерживают основу в рамке. В отличие от кнопок, не оставляет отверстий в ткани.
Аэрограф. Устройство для равномерного распыления красителей.
Пошаговая инструкция холодного батика для новичков
Обычно новички выбирают холодный батик. Он прост в исполнении и не требует много материалов. Нужно лишь следовать инструкции:
- Полотно крепят на подрамнике, равномерно натягивая. На нем рисуют эскиз карандашом или ручкой.
- Резерв набирают в специальную трубку. Его наносят четко по контуру, не оставляя разрывов и свободных участков. По окончании трубку промывают.
- Детали раскрашивают красками. Чтобы менять интенсивность оттенков, их разводят водой. Начинают со светлых тонов, плавно передвигаясь к темным.
- На окрашенные узоры насыпают небольшое количество соли. Когда роспись высохнет, песчинки стряхивают. Полотно оставляют на сутки.
- Материю полощут в мыльном растворе, а затем в воде с небольшим количеством уксуса. Когда ткань высохнет, ее гладят через газету.
Что нужно для батика: ткани, рамки, краски
Для того чтобы заниматься батиком, понадобятся такие материалы, инструменты и приспособления:
- Ткань для росписи (шелк, синтетика, шерсть, атлас, вискоза).
- Пяльцы для вышивания (для незначительных площадей), рамы, подрамники, кнопки для закрепления материала в раме.
- Кисти разной толщины с синтетической и натуральной щетиной. Для крупных рисунков – флейцы, для росписи – круглые.
- Набор красок (термозакрепляемые и «под запаривание»), пипетки, распылители, специальные стеклянные трубочки.
- Лейки и чантинг, необходимые во время работы с горячим воском.
- Штампы, листы копировальной бумаги, трафареты, контурные карандаши и смеси, исчезающий маркер.
- Грунтовочные составы, эффектарные соли, восковые резервы, контуры.
- Фен с режимом холодной сушки.
Что нужно для батика?
Появление холодного батика
Его история начинается с появления в Европе горячего батика. Голландские купцы привозили из колонизированной Явы ткани, расписанные с использованием этой техники. И вскоре книга об этом искусстве вызвала большой интерес среди европейцев. Но горячий батик, несомненно, процесс очень трудоемкий, поэтому художники начали искать альтернативные способы облегчения и ускорения процесса росписи.
pixabay.com
В начале 20 века эта альтернатива была найдена. Вместо воска можно было использовать резерв. Художники, объединившись в артели, смогли использовать холодный батик на производстве по росписи шелка. В России эта техника стала популярной с 1936 года.
История магического ремесла
Свидетельства ранних примеров батика были обнаружены на Дальнем Востоке, Среднем Востоке, в Центральной Азии и Индии более 2000 лет назад. Возможно, что эти области развивались независимо, без влияния торговых или культурных обменов. Тем не менее, более вероятно, что ремесло на корабле распространилось из Азии на острова Малайского архипелага и с запада на Ближний Восток через караванный маршрут. Батик практиковался в Китае еще во времена династии Суй.
Вам это будет интересно Инструкции к ручным швейным машинам Подольск с ножным приводом
Это были шелковые батики, которые также были обнаружены в Наре, Япония, в форме экранов и приписаны периоду Нара. Вероятно, что они были сделаны китайскими художниками. Они украшены деревьями, животными, флейтистами, сценами охоты и стилизованными горами.
Расписанная ткань
В Индии не было обнаружено никаких свидетельств очень старых хлопковых батиков, но фрески в пещерах Аджунта изображают головные уборы и предметы одежды, которые вполне могли быть батиками. На Яве и руинах храма на Бали есть фигуры, чьи одежды имеют узор, напоминающий батик. К 1677 году появились данные о значительной экспортной торговле, в основном шелком из Китая на Яву, Суматру, Персию и Индостан. В Египте были выкопаны льняные и иногда шерстяные ткани с белыми узорами на синем фоне. Они были сделаны в Египте, возможно, в Сирии.
Представители племени, которые практиковали ремесло
Индонезия, особенно остров Ява, — это область, где батик достиг наивысшей вершины. Голландцы привезли индонезийских мастеров, чтобы преподавать ремесло голландским надзирателям на нескольких фабриках в Голландии с 1835 года. Швейцарцы производили имитационный батик в начале 1940-х годов. Восковая блочная форма печати была разработана на Ява с использованием колпачка.
К началу 1900-х годов немцы наладили массовое производство батиков. Есть много примеров этой формы батика, а также ручной работы во многих частях мира сегодня. Компьютеризация техники батика — очень недавняя разработка.
Раскраска футболки
Ее нам также поможет создать техника батик. Вы можете нарисовать цветы, животных, используя холодный, горячий способ или сделать вот такой абстрактный рисунок.
Завяжите узелки вот таким образом:
В поэтапном мастер-классе показано, как действовать дальше.
В такой технике можно сделать узоры не только на футболках, но и раскрасить леггинсы.
Посмотрите на несколько способов сворачивания полотна, чтобы сделать ткань батик.
На первом рисунке показано, что нужно сперва прошить наметкой, затем затянуть эту нить и накрутить ее на данное место. На втором рисунке уже 3 наметочных шва — два из них делают справа, а третий — слева. Останется затянуть нить, намотать ее, и можно красить ткань, чтобы получился батик.
Чтобы сложить полотно, как рис. 3, вам понадобятся:
- ткань;
- деревянная дощечка;
- нить;
- ножницы.
Сначала ткань сворачивается «гармошкой». Теперь к лицевой стороне нужно приложить дощечку, перевязать ее в двух местах нитями. Ткань на рис. 4 также сначала складывают «гармошкой». Затем ее нужно перемотать нитью и придать заготовке форму елочки, также при помощи нитей. Таким образом можно изготовить детский батик, декорируя футболку для ребенка.
Следующий образец получается путем складывания полотна несколько раз и перевязывания веревкой крест-накрест.
Сделайте каждый шов отдельной нитью, затяните их. Заготовка готова к покраске.
Посмотрите, как еще можно сложить ткань, чтобы затем сшить батик костюмы, кофточки и другие авторские вещи.
Разновидности и техники батика
Батик – это общее название нескольких техник нанесения узоров на ткань. Виды этого искусства были изобретены различными народами в разное время.
Горячий батик
Горячий батик – техника рисования по ткани, которая максимально приближена к способу, используемому индонезийскими мастерами. Древняя технология предполагает использование в качестве резервирующего состава горячий растопленный воск.
Воск, нанесенный чантингом на контуры рисунка, быстро застывает, не давая краскам проникнуть за его границы. Красители наносят на ткань в несколько слоев. После того, как рисунок высохнет, восковой состав удаляют с материала. Для этого используют бензин или проглаживают полотно утюгом через газету.
Данный метод используют для рисования на хлопчатобумажной материи. Применим он также для льняной и джинсовой ткани.
К просмотру видео:
Холодный батик
Холодный батик – более современный способ ручного разукрашивания ткани. В данном случае используются холодные резервирующие составы.
Резерв для холодного батика может быть густым и жидким. Густые субстанции сделаны на основе резины, а жидкие – на основе воска. Существуют не только бесцветные, но и пигментированные смеси, позволяющие создавать цветной контур.
Холодные составы наливают ровной линией на границы деталей специальной трубочкой. Внутри узоры раскрашивают несколькими слоями красителей. Получаются рисунки с максимально четкими контурами.
Метод подходит для шелка и других тонких материалов. После завершения росписи изделие оставляют на сутки, а затем стирают в мыльной воде вручную.
Смотрите видеоряд:
Свободная роспись
Свободная роспись не предполагает использования резервирующего состава. В этом случае краски наносят на полотно в один слой. Обычно техника применяется для украшения тканей растительным принтом.
При свободном батике границы узоров получаются размытыми, а сам рисунок – полупрозрачным. Такая методика хорошо смотрится на шелке, полупрозрачных синтетических материалах.
Мастер-класс по видео:
Узелковый батик (бандан)
Для работы в технике узелкового батика необязательно иметь навыки художника. Ткань или готовое изделие завязывают в несколько узелков с помощью нити.
Каждый узелок окунают или пропитывают красителями разного цвета. После высыхания узелки развязывают, получается материя с яркими цветными разводами. Если правильно подобрать оттенки, то получится красивый эффект деграде – плавный переход оттенков из одного в другой.
Метод батика использовался африканскими племенами. В моду его ввела субкультура хиппи. Узелковый способ применим для любых мягких материалов.
Смотрите метод:
Набивной батик
Набивной батик предполагает использование штампов из картона, дерева, пластика и т. д. Штамп окунается в краску и прижимается к ткани. Некоторые детали можно дорисовать вручную.
Смотрите, как исполняют технику:
Техника сибори
Еще один метод батика, не требующий от мастера навыка рисования. При его использовании материя покрывается цветными разводами разной интенсивности. Подходит для мягких тканей.
Чтобы выполнить батик сибори, материал мнут, скручивают и завязывают. К некоторым местам можно привязать пуговицы, фигурки, травы, которые оставят отпечаток. Затем погружают в красящий состав. Разворачивают полотно только после полного высыхания.