Что такое метод монтессори? принципы системы воспитания

Педагогическая система марии монтессори

Методика Монтессори: суть и принципы

В настоящее время многие заведения и, да и родители тоже, отдают свое предпочтениеметодике раннего развития Монтессори. Свое названа она получила в честь автора — итальянского педагога Марии Монтессориеще в 20 веке.

Монтессори перевернула обычное понимание о воспитании детей, положив в основу своей методики самостоятельность ребенка. Кратко описать суть методику хорошо может еедевиз: «Помоги мне сделать это самому!»

Суть методики Монтессори по воспитанию и развитию детейзаключается в том, чтобы ребенок перешел из объекта воспитания в субъект. Это означает, что ребенок занимается саморазвитием, а воспитание основывается на его собственных выводах.

Кстати, делать эти выводы он должен из определенного поведения взрослых и окружающих его детей. ПоэтомуМария Монтессори рекомендует сформировать предметно-обучающую образовательную среду для ребенка, тогда он сможет развиваться самостоятельно. В детских садах такая среда представлена для групп раннего развитияи адаптационных групп, которые проводят свое время по 2-3 часа в саду, находясь только под присмотром воспитателя. Обучаясь в группах дети могут помимо самостоятельного процесса учиться взаимодействовать с другими малышами, делясь своими знаниями и полученным опытом. Так, например, при игре в баночки, более опытный ребенок покажет как именно нужно вставлять баночки и в какие отверстия. Какой результат будет ожидать его.

Принцип методики Монтессори

Методика Монтессори подразумевает придерживание нескольких принципов, включающих описание элементов поведения и взрослого и ребенка:

Самоустранение взрослых.Родитель или воспитатель лишь создает среду для ребенка и помогает ему только, когда он сам просит об этом. Взрослый нужен только для того, чтобы объяснить правила и направить при необходимости ребенка.

Дети учатся у детей. В заведениях работающих по методике Монтесссори нет строгого деления групп по возрастам. По этой методике старшие дети учат младших на собственном примере или же в процессе активной игры. Дети воспринимают других детей равными себе минимум до школы. Чего взрослый человек сделать практически не способен в силу наличия большего опыта, и привычки структурировать полученные данные. В методике Марии Монтессоривзрослый не должен давать действиям ребенка четкую оценку. Его задача — дать реакцию на то или иное поведение ребенка. Например, родители могу показать своему чаду обиду, благодарность, восхищение. Это поможет малышу делать выводы на основании сложившейся ситуации. Если малыш сделал что-то сам, то вы говорите ему о том, что гордитесь его победой и верите, что все у него получится.

Не сравнивать с другими.Этот принцип говорит о том, что дети не должны сравниваться друг с другом. Ведь все детишки разные, развиваются и поддаются воспитанию по-разному. В качестве мотивации используется сравнение ребенка с ним же самим вчера, неделю назад. Так ребенок учится давать себе оценку самостоятельно, без привязки к кому-либо. В школе, к сожалению такой подход не будет оценен, но пока кроха слишком мал, для уменьшения психологического давления на него со стороны родителей – лучше действовать именно так.

Свобода выбора. Ребенок сам в праве выбирать, чем ему заниматься в данный момент. Но! Среда, в которой ребенок будет обучаться и играть должна быть безопасной, поэтому прежде чем разрешить ему действовать, согласно основным принципам Марии Монтессори, удостоверьтесь в том, что все розетки закрыты, а острые углы закрыты мягкими накладками.

Методика Монтессори предполагает наличие определенных правил.Эти правила приучат ребенка к порядку, а не к «слепому повиновению»

Ребенку важно объяснить, почему эти правила существую, почему важно соблюдать и что они дают ему самому. Например, надо убрать игрушки. Объясните ребенку, что если он уберет игрушки и они всегда будут стоять на своих местах, то и ему самому и другим детям будет проще найти те или иные предметы в следующий раз

И вообще, порядок в игрушках более удобен, чем хаос

Объясните ребенку, что если он уберет игрушки и они всегда будут стоять на своих местах, то и ему самому и другим детям будет проще найти те или иные предметы в следующий раз. И вообще, порядок в игрушках более удобен, чем хаос.

Особенности методики Монтессори

Метод Монтессори побуждает ребенка к самообучению и развитию. Цель этой системы — воспитать самостоятельность, уверенность в себе и уважение к другим. Основное отличие методики от традиционного обучения — предоставление свободы выбора. Благодаря этому он может выбирать то, что ему хочется. Мария Монтессори утверждала, что свобода — это естественно развивающаяся способность выбирать для себя наилучший вариант.

При обучении по этому методу задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку сделать то, что он желает. Это помогает воспитанникам найти свой путь развития, учась на собственных ошибках.

Обратите внимание! Система обучения учитывает сенситивные периоды развития. Особенность таких периодов состоит в том, что каждый из них бывает лишь один раз в жизни

Например, период интенсивного развития речи длится от рождения до 6 лет, поэтому именно в этом возрасте важно помочь ребенку, когда он стремится к общению и расширению словарного запаса

Зона реальной жизни

Особенность методики также заключается в том, что Монтессори-класс делится на несколько зон:

  • Зона реальной жизни. В ней ребенок учится самостоятельно одеваться, рисовать, раскрашивать предметы, мыть и чистить, а также совершать другие действия.
  • Зона сенсорного восприятия нужна для изучения окружающего мира. Ребенок учится различать высоту, цвет, форму, вес и другие характеристики окружающих предметов. Одно из распространенных занятий в этой зоне — выставление на столе цилиндров разного размера по порядку от самого большого до самого маленького.
  • Языковая, географическая и естественно-научные зоны предназначены для умственного развития обучающихся.

Обратите внимание! Существуют и другие зоны, которые нужны для развития определенных навыков. Для двигательных упражнений в Монтессори-классах имеются нарисованные на полу линии, которые служат ориентиром при выполнении упражнений

Каждый воспитанник самостоятельно выбирает конкретный материал, с которым ему хотелось бы работать.

При обучении по методике Монтессори особое внимание уделяется развитию сенсорных и сенсомоторных способностей, которые лежат в основе умственных способностей. Также используются предметы, которые развивают чувствительность к температуре, барическое чувство и др

Методика Монтессори плюсы и минусы

Как и в любой методике у нее есть свои сильные и слабые стороны. Поэтому сторонники других методов воспитания относятся к Марии Монтессори очень скептически. В основном их главным аргументом становится отсутствие ролевых игр, как социальной адаптации в обществе. Развитие только логических способностей крохи, то есть без участия эмоций и творческой натуры. В целом, если вернуться к моменту того, что она занималась с детьми отстающими в развитии и имеющими психологические проблемы развития, то такая методика полностью оправдана за счет того, что можно из отсталых детей вырастить здравомыслящих людей. Но для полноценного развития эта метода не годится. Только как дополнение в качестве более углубленного развития мелкой моторики и логики ребенка.

Плюсы методики Монтессори

Главное преимущество методики Монтессори – дать возможность воспринимать и познавать окружающий мир самому. То есть самостоятельность ставиться на первое место! Родитель может присутствовать при играх (в адаптационных группах садиков так и происходит), но в случае создания такой комнаты дома – ребенка в итоге можно будет оставлять одного играть и развиваться в этой среде.

 ВАЖНО! Прежде чем решить оставить малыша одного (без должного постоянного присмотра) с дидактическими материалами по методике Монтессори – убедитесь, что все мелкие предметы убраны и остальные он проглотить не сможет!

При этом не забывайте, что главная задача родителей – создать среду, организовать пространство, заполнить это пространство инвентарем, которое научит ребенка самообслуживанию, логическому мышлению, моторике, внимательности, счету.

Минусы методики Монтессори

Методика Марии Монтессори имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Одним из минусов является то, что малыш самостоятельно не может творчески мыслить и фантазировать. Родителям необходимо приложить максимум усилий творческому развитию малыша для познания окружающего мира. Но если вы используете данную систему обучения в комплексе, то она даст вам отличный результат для развития мелкой моторики и логического мышления.

Отсутствие сюжетно-ролевых игр в раннем возрасте негативно сказывается на общем развитии малышей

Важно, чтобы такие игры как больница, парикмахерская, школа, стоматолог присутствовали в игровом процессе. Иначе страхи и неизвестность жизненных ситуаций, которые малыши спокойно отыгрывают между собой, скажут на эмоциональном состоянии ребенка

  • По отзывам педагогов детских садов и начальных классов, не все дети, но многие, которые посещали до общеобразовательных мест подобные классы, труднее адаптируются к графику игр и режиму дня. Привычка все делать, когда тебе этого хочется – сильно закрепляется у ребенка и переучивать его под требования школы становится очень сложно.
  • И еще один минус методики Монтессори, который относится к застенчивым, неуверенным деткам. Она (метода) предполагает самостоятельное изучение и работу с дидактическим материалом, а стеснительные детки даже если хотят чего-то, то им нужно, чтобы преподаватель или мама предложила им эту игрушку сама. Или еще вариант, когда у такого малыша не получается что-то – он вряд ли сможет попросить помощи. Поэтому в данном случае мама не дает ему самостоятельности, потому что малыш этого не позволяет сам! И методика Монтессори в итоги утрачивает свое истинное значение и остаются только развивающие логику игры и материал, в который мамы и малыши играют вместе. Если это не смущает, то скорее здесь этот пункт будет плюсом для деток, чем минусом. Но в данном случае сама методики уже не применяется, а только используется материал.

Польза обучения по системе Монтессори для детей

Основной положительный момент, которым характеризуются Монтессори занятия – это подготовка ребенка к реальной жизни. В отличие от других групп, где детей помещают в искусственные условия, здесь все происходит «по-настоящему». Монтессори классы способствуют развитию у малышей навыков, которые при других обстоятельствах сформировались бы у них намного позднее. Столь раннее развитие у воспитанников разных умений приводит к тому, что в будущем навыки превращаются в полезные привычки. Исследования показали, что такие дети более ответственны, самостоятельны, уважительны по отношению к окружающим, организованны, инициативны и любознательны.

Часто задаваемые вопросы о системе Марии Монтессори

Каковы выгоды обучения для детей?

Система Монтессори предоставляет ряд значительных преимуществ. Один из ключевых аспектов в том, что дети учатся с легкостью и радостью, следуя собственному темпу, без принуждения и соревнования с другими. Они чувствуют себя комфортно, не боятся и не устают, проявляют любознательность и инициативу. Те, кто получил образование по методике Монтессори, обладают умением заниматься самостоятельно, хорошо выполнять повседневные задачи, эффективно организовывать время и уважать потребности окружающих.

Зачем нужен педагог, если он не вмешивается в процесс обучения?

Педагог в методике Монтессори выполняет роль наблюдателя и наставника, создает подготовленную обучающую среду, ориентированную на развитие ребенка, и обеспечивает индивидуальное руководство, поддержку и структуру в его обучении и исследованиях.

С какого возраста рекомендуется начинать занятия по системе Монтессори?

С самого раннего детства, в возрасте около 1,5–2 лет. В этот период дети особенно восприимчивы к самостоятельному исследованию, развивают сенсорные навыки и формируют базовые практические умения. Однако Монтессори-подход может быть успешно применен и в старших возрастах, адаптируя материалы и методики к потребностям конкретного ребенка.


Часто задаваемые вопросы о системе Марии Монтессори

Для кого подходит методика?

Монтессори подойдет родителям, которым важен индивидуальный подход к образованию и развитию их ребенка

Она также подходит детям, которые легко общаются и социализируются, так как система акцентирует внимание на самостоятельности. Склонным к активной игре или творчеству также может быть удобнее адаптироваться к этой методике, чем тем, кто предпочитает более двигательную активность

Для кого методика не подходит?

Родителям, которые не готовы отпустить ребенка на самостоятельное исследование. Она менее подходит для очень подвижных, активных детей. Ребята с проблемами социализации могут испытывать сложности, так как в этой системе меньше взаимодействия с другими.

Где применяется такой подход?

В частных детских садах, образовательных учреждениях, включая начальные школы, а также в домашних обучающих программах. Этот метод акцентирует индивидуальную подготовку, самостоятельное исследование и активное участие ребенка в образовательном процессе.

Упражнение для обучения детей азам математики по системе Монтессори

Проверьте, знает ли ребенок названия геометрических фигур? Умеет ли он их различать?

Упражнение « Плоские формы» для обучения азам математики по методу Монтессори рекомендовано для детей 3-4 лет.

Цель занятия — научить ребенка по внешнему виду и на ощупь распознавать геометрические фигуры. Это подготовит его к дальнейшим занятиям математикой.

Для этого урока по методу Монтессори потребуется три набора геометрических фигур:

  • первый набор — с прямыми сторонами (квадрат, прямоугольник, треугольник);
  • второй набор — с изогнутыми сторонами (круг, овал и др.);
  • третий набор — со смешанными сторонами — прямыми и изогнутыми (полукруг и т. д.).

Каждый набор с одной стороны должен быть белым, а с другой — цветным, например, зеленый для первого набора, оранжевый — для второго и синий — для третьего.

Три дополнительных набора карточек, на которых нарисованы все геометрические фигуры, описанные выше.

В наборе № 1 геометрические фигуры полностью закрашены; в наборе № 2 они очерчены толстыми линиями, в наборе № 3 — тонкими.

Проводить такое занятие с детьми по системе Монтессори можно в трех вариантах.

Вариант 1 — ознакомление с геометрическими фигурами (используем трехпериодный урок Монтессори).

  1. Показываем малышу две разные фигуры, максимально отличающиеся по форме: «Это — круг», «Это — квадрат». Обязательно обводим контур указательным и средним пальцами и предлагаем ребенку повторить наши действия.
  2. Обращаясь к ребенку, просим его: «Дай мне квадрат», «Дай мне круг» (как правило, сначала просим дать ту фигуру, которую показывали последней).
  3. Если ребенок правильно выполняет наше задание, спрашиваем его: «Что это?»

Но если ребенок сбивается, не стоит настаивать и вернуться к этой игре через некоторое время.

Вариант 2 — для детей, знающих названия основных геометрических фигур.

  1. Выложите все наборы геометрических фигур вперемешку на стол, белой стороной вверх.
  2. Попросите ребенка ощупать фигуры со всех сторон и разложить их на три группы.
  3. Когда он сделает это, переверните карточки. Если в каждой группе цвета одинаковые, значит, геометрические фигуры были рассортированы правильно.

Вариант 3 — для детей, уже умеющих раскладывать геометрические фигуры на ощупь.

Пусть ребенок возьмет первый дополнительный набор карточек с нарисованными на них геометрическими фигурами и рассортирует их на три группы согласно описанию — прямые стороны, изогнутые стороны, прямые и изогнутые стороны.

При желании во время занятия по методике Монтессори можно повторить эту игру со вторым и третьим дополнительным набором карточек.

Как вести себя взрослому, чтобы не мешать процессу

Основной принцип «Не мешай» может ввести родителей в заблуждение, что дети в монтессори-классе предоставлены сами себе. Это не так. Роль взрослого здесь чрезвычайно важна.

Именно от него зависит, поймет ли ребенок, как пользоваться пособиями, играть в игры, выполнять бытовые задачи. Взрослый – будь то педагог или родитель, желающий приобщиться к методике, – выступает в качестве помощника. Но он не делает ничего за ребенка, а организует процесс.

Например, если малыш проявляет интерес к крышкам, задача взрослого обеспечить их разнообразие: на защелке, закручивающиеся, разных форм и размеров. Ребенок поймет принцип работы и будет осваивать разные варианты. Научившись откручивать крышку пластиковой бутылки, которая комфортна по размеру для маленькой ручки, он сможет перейти к тюбикам от крема, где работать предстоит уже с помощью пальчиков, либо к крышкам от больших банок, для открытия которых нужно действовать двумя руками.

Если малыш проявил интерес к рисованию, задача взрослого – показать самые разные инструменты (мелки, краски, карандаши, фломастеры, штампы) и способы создавать рисунки. Позволить ребенку выбирать то, что ему нравится, независимо от того, меняет ли он кисточку на карандаш каждые две минуты или неделю рисует только мелками.

Почему детям обязательно нужно рисовать >>

Главная задача взрослого в системе Монтессори – чтобы ребенок получал удовольствие в процессе занятий и был удовлетворен результатом. При этом, конечно, процесс должен быть организован абсолютно безопасно

Важно не навязывать свое мнение, не приводить ребенка своими подсказками туда, куда хочется взрослому, а дать ему реальную возможность самому выбирать и действовать. Можно оказать помощь и поддержку только тогда, когда это действительно важно

Какие занятия по системе Монтессори можно предлагать детям разного возраста

Возраст ребенка Задачи этапа Какие занятия подходят
0–3
  • Развитие общей координации.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Формирование доверия к миру.
  • Обучение простым бытовым действиям.
  • Развитие речи.
  • Появление самостоятельности.
Физические упражнения для развития крупной моторики: зарядка, преодоление препятствий, ползание, ходьба, бег, гимнастика. Задания на развитие мелкой моторики: взять, положить, перенести, пересыпать, нанизать на веревочку, ухватить ложкой или пинцетом. Развитие речи: звукоподражание, формирование связи «слово = предмет», формулировка предложений. Взаимодействие с окружающим пространством и предметами: потрогать, подвинуть, закрыть/открыть. Освоение базовых навыков самообслуживания: одеться/раздеться, уход за собой, уход за своими вещами, поддержание чистоты и порядка.
3–6
  • Развитие самостоятельности.
  • Формирование навыков общения, построения коммуникации.
  • Улучшение тактильного и сенсорного восприятия.
  • Знакомство с грамотой и счетом.
  • Творческое развитие.
Освоение этикета, более сложных бытовых навыков и базовых правил поведения в обществе. Активное сенсорное развитие: игры с предметами разных форм, изучение текстур, цветов, классификация, сравнение, умение делать выводы. Развитие речи: знакомство с письмом, умение формулировать мысли и предложения, рассказывать истории, использовать разные части речи. Эта работа ведется с помощью специальных дидактических монтессори-материалов. Знакомство с цифрами и счетом. Рисование, лепка, аппликация и другие виды творческой деятельности.
6–12
  • Активное интеллектуальное развитие.
  • Укрепление уверенности в себе.
  • Развитие фантазии и воображения, абстрактного мышления.
  • Изучение основ того, как устроен мир, какое место в обществе занимает человек.
Изучение опыта, накопленного человечеством в разных сферах. Конкретные занятия по разным предметам / сферам жизни человека: точные науки, языки, естествознание и другие.

Родители, которые хотят попробовать для своих детей метод Монтессори, могут сделать это в специализированных яслях и садах, на дополнительных занятиях либо самостоятельно – изучив основные принципы, игры и акценты.

А вам близка система Монтессори?

Создание развивающей среды для ребенка

В первую очередь детский сад или школа Монтессори – это уникальные условия пребывания детей. Создать их совсем несложно, проект может быть реализован даже дома. В этом случае достаточно дать ребенку понять, что он полноправный участник бытовой жизни семьи. Он должен знать, что может помогать с уборкой, приготовлением пищи, уходом за растениями или животными, ремонтом. Не стоит приобретать ему массу детских аналогов «взрослых» вещей. Лучше подобрать настоящие изделия подходящего размера для удобства обращения.

Класс Монтессори оборудуется в соответствии с такими принципами:

  • одно просторное помещение распределяется на несколько тематических зон. Они посвящаются естествознанию, математике, практической жизни, языку, сенсорике;
  • материалы, предметы, игрушки раскладываются так, чтобы любой воспитанник при желании мог их брать самостоятельно, а потом убирать на место;
  • все игры, объекты, материалы, изделия для обучения и развития выкладываются в одном экземпляре. В группах Монтессори немного участников, но одна и та же вещь может понадобиться нескольким. Отсутствие дополнительных экземпляров заставит детей договариваться об очередности использования предмета. Еще это позволяет ребятам работать самостоятельно, а не параллельно с кем-то, сравнивая результаты;
  • у каждого ребенка должно быть собственное личное пространство в виде коврика или столика, за которым он сможет заниматься своими делами. Нарушать границы этой зоны без разрешения малыша запрещено;
  • набор предметов не должен быть представлен сложными обучающими материалами. Предпочтение отдается природным объектам или изделиям из натурального сырья. По мнению Марии Монтессори, детям лучше контактировать с предметами, которые обладают естественной текстурой и понятными свойствами.

Достоинства и недостатки системы

Невзирая на то, что педагогика Марии Монтессори признана одной из лучших в мире, многие не поддерживают ее идеи. Родителям следует внимательно изучить ее положительные и отрицательные стороны. Плюсы системы воспитания:

детки развиваются самостоятельно, без вмешательства и давления взрослых; ребята открывают мир опытным путем, что способствует лучшему усвоению материала; подбирается индивидуальный комфортный темп развития; малыши учатся уважать личное пространство других; нет негатива, насилия или критики по отношения к ученикам; умственное развитие происходит через органы чувств, при этом большое внимание уделяется мелкой моторики; разновозрастные группы формируются с учетом интересов деток; такой подход помогает вырастить самостоятельную личность; ребята с самого раннего возраста учатся принимать решения самостоятельно; малыши учатся заботиться о других через помощь более младшим ученикам в группе; развивается навык взаимодействия в социуме, воспитывается самодисциплина. Недостатков у системы Монтессори меньше, но для некоторых родителей они являются принципиально важными при выборе методики воспитания

Минусами такого подхода к воспитанию являются:

Недостатков у системы Монтессори меньше, но для некоторых родителей они являются принципиально важными при выборе методики воспитания. Минусами такого подхода к воспитанию являются:

недостаточное внимание уделяется развитию фантазии, креативности, навыков коммуникации; для дошкольников игра – главный вид деятельности, однако Монтессори считала, что игрушки не дают ребенку пользы для практической жизни; поступая в школу ученику сложно перестроиться на другой вариант взаимодействия с педагогом; детки мало знакомятся со сказками, которые дают представление о добре и зле, учат выходить их разных жизненных ситуаций; ребята, воспитанные по методике Монтессори, иногда с трудом адаптируются к дисциплине традиционной школы; система не предлагает выполнение физических упражнений, поэтому малышам недостает двигательной активности

Базовые принципы обучения

Основной принцип педагогики Монтессори – до одного года и старше, не принуждать ребенка ни к чему, чего он не желает сам. Выполнять его становится возможным благодаря естественно складывающимся в системе Монтессори условиям:

  • каждый малыш стремится к равному со взрослым участию в жизни;
  • со временем дети понимают, что для этого необходимо учиться и получать собственный опыт;
  • также малыши скоро осознают, что чем больше и быстрее они учатся, тем быстрее смогут попасть во взрослый мир;
  • педагог занимает нейтральную позицию, не показывает свое отношение к той или иной деятельности, а лишь оказывает помощь по просьбе ребенка.

Также можно назвать еще несколько базовых принципа методики воспитания Монтессори:

  • Ребенок – центр педагогического процесса. В зависимости от его желаний, стремлений, возможностей и особенностей выстраивается вся работа.
  • Среда – основополагающее условие детского развития. Она должна быть настолько богатой и полезной, чтобы каждый ребенок мог выбрать в ней свое место и найти себе интересное занятие.
  • Взрослый – человек, который помогает только по обращению ребенка. Если таковое отсутствует, то он никак не вмешивается в его естественный процесс развития.
  • Детям позволяется свободно перемещаться по классу.
  • Малыши самостоятельно выбирают материалы для занятий и изучают их.

Слабые стороны системы Монтессори

Многие Монтессори-школы используют замечательное наследие Марии Монтессори, но не адаптируют новые идеи, что важно, ведь методике более 100 лет. В стремлении строго соблюсти систему в «чистом виде» упускают из виду. потребности детей 21 века и то, как выпускники таких школ встроятся в современные реалии дальнейшего обучения

потребности детей 21 века и то, как выпускники таких школ встроятся в современные реалии дальнейшего обучения.

Основные ограничения методики:

В чистом виде методика Марии Монтессори не отвечает стандартам школьной системы разных стран. Многие школы Монтессори, увлекаясь собственной методикой, забывают о том, что уровень подготовки детей должен соответствовать тем требованиям, которые выдвигаются в той или иной стране. Нельзя утверждать, что тесты не важны. Если ребенку придется сдавать тесты и идти в школу с оценками, есть смысл его мягко к этому готовить и научить, чтобы избежать стресса при столкновении с реалиями.
Среда Монтессори не соответствует тому, как организовано обучение в школе, а ведь эти реалии нужно учитывать. Нужно подготовить ребенка к тому, как проходят уроки, объяснить, что на уроках придется слушаться учителя, сидеть за партой. Так как педагог в системе Монтессори не имеет большого авторитета, у ребенка могут возникнуть проблемы с обучением в традиционной школе, где всё наоборот. Поскольку дети в среде Монтессори учатся в своем темпе и тому, что им интересно, им будет сложно адаптироваться к системе, где надо прилагать большие осознанные усилия для получения результата, определенного учебной программой.
Перегибы с самостоятельностью, когда от ребенка чрезмерно жестко требуют справляться со всеми заданиями в одиночку, могут травмировать вместо того, чтобы развивать независимость. Ребенок не всегда готов к выдвигаемым требованиям. Иногда в системе Монтессори, руководствуясь, например, инструкцией, что ребенок должен сам задвинуть стульчик, давят на ребёнка в состоянии, когда это делать не стоит. Не всегда нужно «дожимать» малыша выполнить действие самому

Иногда можно и помочь, если в конкретной ситуации он нуждается в помощи.
Классическая методика не учитывает потребность детей в играх, развитии творческих способностей, воображения, креативного мышления, что крайне важно и является залогом успеха в современном мире. Мало времени уделяется сказкам, которые призваны сформировать у ребенка представление о ценностях, о добре и зле, отношениях, о жизни.
Методика достаточно дорога в работе, т.к

требует приобретения специальной мебели и дидактических Монтессори-материалов.

Специфика развития по системе Монтессори

Главная особенность подхода в том, что обучение детей по системе Монтессори позволяет малышам жить в реальном мире, а не играть в него. Они используют в быту обычные предметы, а не их игрушечные аналоги, с раннего возраста сталкиваются с необходимостью выполнения «взрослых» задач (уборка, готовка, ремонт и т.д.). Дети в такой обстановке быстро привыкают к тому, что они должны сами отвечать за свои действия и исправлять собственные ошибки.

Сенсорное

Этому моменту в системе Монтессори отводится повышенное внимание. Работа с особыми сенсорными материалами стимулирует мозговую активность, закладывая основы развития математических способностей. В результате занятий дети начинают мыслить более точно и логично, благодаря чему происходит безболезненный переход к математическим терминам

Работа основывается на обеспечении малышу доступа к максимальному количеству разных материалов. Перебирая объекты с отличающимися свойствами и характеристиками, дети развивают зрение, слух, обоняние, вкус, восприятие формы, веса и текстуры. Дополнительно стимулируется мускульная память

В результате занятий дети начинают мыслить более точно и логично, благодаря чему происходит безболезненный переход к математическим терминам. Работа основывается на обеспечении малышу доступа к максимальному количеству разных материалов. Перебирая объекты с отличающимися свойствами и характеристиками, дети развивают зрение, слух, обоняние, вкус, восприятие формы, веса и текстуры. Дополнительно стимулируется мускульная память.

Математическое

Система образования Монтессори не требует целенаправленного изучения математических действий. Все происходит естественно за счет среды, которая специально пропитана математикой. Отведенная для этой области зона пособий и материалов содержит объекты, благодаря которым дети осваивают принципы сложения, вычитания, деления, умножения, порядкового счета. В одних случаях он обращается к воспитателям, в других действует интуитивно, чего в комплексе оказывается достаточно.

Языковое

Каждый день, пребывая в среде, оформленной по системе Монтессори, дети расширяют свой словарный запас, учат буквы, правильное написание и чтение слов. Они не просто занимаются с кубиками или листают азбуку, а рисуют символы на манке или другой крупе, лепят буквы самостоятельно, используют разные варианты подвижного алфавита. Одновременное стимулирование нескольких зон головного мозга при изучении языка способствует развитию письма, речи, подталкивает рост уровня интеллекта.

Космическое

Эта область воспитания предназначена для формирования у ребенка целостного восприятия мира. Монтессори педагог, заручившись специальными материалами, самыми простыми словами объясняет детям сложные вещи. Малыши естественным путем знакомятся с природными процессами, изучают географию, историю, животный и растительный мир, даже строение человека. Информация подается так, чтобы воспитанники сразу начали воспринимать себя не в качестве стороннего наблюдателя, а неотъемлемой частицы космоса.

Методика Монтессори поощряет свободное воспитание ребенка и позволяет проводить раннее обучение даже самых маленьких крох возрастом до года.

Заключение

Метод Монтессори – это интересная и полезная система для малышей, родители которых действительно готовы дать им простор для самостоятельности и поддерживать ее даже вне стен группы. Она развивает свободную личность, которая учится сама решать, выбирать, учиться и заниматься.

Широкий спектр пособий и игр дает возможность каждому ребенку найти для себя занятие по душе. Существенными минусами, которые необходимо восполнять вне учреждения, являются минимальное общение между детьми, отсутствие творчества и сюжетно-ролевой игры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Хозяйка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: