Содержание
Он изготавливается из закваски (т.е. дрожжей), состоящей из пшеничной муки, воды и соли. На просфоре Префора имеет форму креста с надписью «Иисус Христос — Победа», либо изображение Девы Марии или другого святого. Вотивное приношение состоит из двух половинок, которые призваны напоминать нам о двух природах Иисуса Христа — божественной и человеческой.
После церковных реформ патриарха Никкона для Проскомидии пять. просфор (До реформ литургия совершалась на семи языках. просфорах) В память о евангельском чуде накормления пяти тысяч человек пятью хлебами.
Для проскомидии просфора Причастие не используется целиком, но частицы удаляются из причастия с помощью копья. A из просфор Он используется для приготовления агнца, с которым верующие причащаются на мессе.
Приготовление Агнца
Священник берет в левую руку просфору для Агнца, с обращенными к нему буквами IC XC, а в правой руке копье, которым он трижды совершает крестное знамение над печатью. просфоры, каждый раз произнося: «В память Господа нашего и Бога и Спасителя Иисуса Христа». Затем он приступит к из просфоры Агнца:
- режет с правой стороны печати (где буквы ІС и NI) со словами « Яко овча на заколение ведеся »;
- режет с левой стороны (где буквы ХС и КА) со словами « И яко агнец непорочен, прямостригущаго его безгласен, тако не отверзает уст своих »;
- надрезает верхнюю сторону печати (где буквы ІС ХС) произнося « Во смирение Его суд его взятся »;
- надрезает нижнюю сторону печати (где буквы NI КА), произнося « Род же Его кто исповесть ».
Затем отрезается средняя часть просфоры удаляется и помещается в центр диска со словами «Дабы живот его поднялся от земли».
Затем священник вырезает снизу крест со словами. Затем слова из Евангелия от Иоанна: «Один из воинов пронзил копьем бок Его, и тотчас истекла кровь и вода; видевший свидетельство и истинный свидетель» (Иоанна 19:34) пронзил копьем правый бок Агнца. После этих слов в чашу наливается вино, смешанное с водой.
Изъятие частиц из прочих просфор
- из второй просфоры, называемой « богородичною » вынимается частица в память Богородицы и помещается на дискос по правую сторону от Агнца;
- из третьей просфоры, называемой « девятичинной » вынимаются девять частиц, помещаемых по левую сторону от Агнца, в память:
- ,, ,, ,, , ,
- составителя литургии: Иоанна Златоуста или Василия Великого;
Затем частицы выходят из чашки. из просфор (число которых неограниченно), которые обслуживаются верующими. В это время читается молитва о здравии и спасении живых и об упокоении усопших. Взятые частицы помещаются в чашу вместе с частицами из четвертой и пятой фаз. просфор.
Частицы вынутые из просфор, В конце службы священник окунает их в потир со словами: «Изгладь, Господи, грехи поминаемых здесь честною Твоею кровью, молитвами святых Твоих».
Пять просфор – описание
В РПЦ службы проходят с применением пяти разновидностей просфор. Среди них:
- Агничная – это хлеб, из которого вырезается часть в форме куба. Эта часть освящается во время литургии, чтобы стать телом Христа. Размер такой просфоры зависит от того, сколько человек принимает причастие на службе. Сверху находится оттиск с надписью «IC XC NI KA», что переводится как «Иисус Христос Победитель». Эта монограмма также размещена на каждой стороне четырехконечного равностороннего креста. Куски хлеба, которые остались после вырезания центральной части – агнца, разрезаются на маленькие кусочки и раздаются прихожанам после службы. Это известно как антидор – греческое слово, которое переводится как «вместо дара». Он является как бы заменой для тех, кто не может принять участие в причастии. Антидор представляет собой одеяние Христа, а освященный агнец символизирует само тело Христа.
- Богородичная. Из этой просфоры в честь Пресвятой Богородицы вынимается частица. На ее поверхности отпечатывается имя Пресвятой Девы Марии или изображение Богоматери.
- Девятичная. Священник вынимает из ее вершины девять частиц, как дань уважения всем святым деятелям. Сюда входят Иоанн Креститель, пророки, апостолы, святители, мученики, родители Девы Марии и другие святые. Изображение на этой просфоре обычно похоже на изображение на агничной. Частица просфоры также извлекается в честь ее создателя литургии, либо святого Иоанна Златоуста, либо святого Василия Великого.
- Заздравная. Из нее берут две части, чтобы защитить здоровье живых.
- Заупокойная. От нее откладывают одну часть в память обо всех православных христианах, ушедших из жизни.
Особенности хранения
Хранить просфору дома нужно рядом с иконами и святой водой, в красном углу. Рекомендуется держать её в тканевых мешочках, чтобы обеспечить доступ воздуха и избежать плесневения. Некоторые священники советуют заранее нарезать её на небольшие кусочки, так она лучше засохнет. Засохший хлебец нужно размочить в святой воде и вкусить так же, как и свежий.
Вот что нужно сделать, если просфора заплесневела и есть её нельзя:
- Отнести в церковь, где её сожгут.
- Закопать, но только там, где не будут ходить люди.
- Отправить в реку или озеро, но так, чтобы она не прибилась к берегу. Можно привязать к камню, например.
- Разрешается скормить птицам. Покрошите обязательно на дощечку, ни в коем случае не на землю. Отдавать просфору животным запрещается.
Многие люди, посещая службы в церкви замечали, что на них раздаются маленькие хлебцы, которые называются просфорами. Их считают настоящей святыней, которую нужно чтить и беречь, чтобы не испортилась. Известны правила, касающиеся употребления такого церковного угощения.
Формы церковного хлебца
Просвирка церковная бывает нескольких форм. Их различают пять видов по печатям для просфор:
- Агничная. Такое изделие имеет большой размер с крестом. Из него специальным ножом вырезают агнец — хлеб, который имеет форму куба. В то время, когда проходит литургия , агнец становится истинным телом Христа. Ту часть, которая была не использована, называют антидором. После службы её раздают верующим
. - Богородичная. На таком хлебце присутствует печать «Мария» или образ Богоматери. Когда проходит проскомидия, из верхней части вынимают часть, имеющую форму треугольника. Она кладётся на специальное блюдо рядом с агнцем.
- Девятичинная. Такая просвирка посвящается всем святым, и во время службы из неё вынимают девять частей.
- Заздравная. Из такой выпечки вынимают две части за всех, кто участвует в литургии.
- Заупокойная. Из этой берут только одну часть сверху за всех упокоенных верующих.
Кроме этих видов, существует ещё несколько особых видов. Это артос — хлебец, который освящают в Пасхальную ночь. В это время священнослужитель просит у Бога благословения и помощи в исцелении недугов. Этот вид просфоры на протяжении всей Светлой Седмицы находится напротив Царских врат. В субботний день его разделяют на маленькие части и раздают верующим прихожанам. Артос является символом воскрешения
Иисуса Христа и должен напоминать о его нахождении на земле.
Употребление церковного хлеба
Имеется несколько правил насчет просфоры. Как употреблять её, необходимо знать всем верующим. В первую очередь делается это натощак в утреннее время. Рекомендуют первым делом расстелить на столе чистую салфетку и поставить уже на неё хлеб и немного воды. Когда хлебец вкушается дома, перед его употреблением следует прочитать специально предназначенную для таких случаев молитву
. Необходимо есть хлебец над тарелкой и следить за тем, чтобы крошки не падали на пол. Не употребляют просвирку и на кладбищах. Также нельзя раскрашивать её там.
Чтобы разрезать священный хлеб, в храмах используется специально предназначенный для этого нож. Его называют копие. Он представляет из себя нож, который имеет наконечник в форме копья
. Такой нож не хранится рядом с другими столовыми приборами. Священнослужители не рекомендуют разрезать просфоры обычным кухонным столовым прибором.
Принято считать, что прочтение молитвы перед тем, как съесть священный хлеб и выпить святую воду, приводит к освящению тела и духа и помогает ограждению от нечистой силы. Просфору, разделённую на части, выносят в конце богослужения, в это время прихожане должны сложить ладони крестом. При этом правая ладонь должна накрывать левую. После передачи хлебца следует целовать руку священника. После того как он будет принесён домой, его следует положить на чистую салфетку. Перед употреблением святой воды с просвиркой нужно прочесть молитву
.
Если просфора заплесневела или испортилась
Иногда принесённый домой священный хлеб может засохнуть или заплесневеть. Верующим необходимо знать, что с ним делать и как правильно поступить. С засохшим хлебом можно поступить очень просто — следует его размочить, используя при этом святую воду, и съесть его. Хранится такое церковное угощение в том уголке, в котором стоят иконы. При длительном хранении лучше положить его в бумажный пакет.
Если просфора заплесневела — что делать? Это в первую очередь считают результатом небрежного обращения со святыней. Поэтому священнослужители считают это за грех и рекомендуют исповедаться. С заплесневевшим хлебцем поступают так же, как и с другими святынями, которые необходимо подвергнуть уничтожению. Поступить можно следующим образом:
- закопать в том месте, где не ходят люди;
- пустить по реке. При этом необходимо проследить за тем, чтобы она не пристала к берегу (можно её измельчить либо привязать к камню);
- если хлебец испортился, то можно отнести его в церковь, где его сожгут;
- священнослужителями разрешается измельчить хлеб и дать его птицам, однако бросать при этом крошки на землю запрещается, рекомендуется класть их на дощечку. Давать животным просфоры запрещено.
Просфора — это небольшой круглый хлеб, который состоит из двух частей. Одна — символ природы, а вторая — человека. Этот хлеб печется на дрожжах или живом квасе. Используется обязательно свежая и чистая пшеничная мука. В тесто добавляется вода и немного соли. Сверху на просфоре выбита печать. Чаще всего это изображение букв «ИС.» и «ХС.» — Иисус Христос.
Пасха и священная просфора
Можно выделить несколько видов просфор. Все они изготавливаются как хлеб, но имеют разное предназначение. Кроме того, их делают для разных церковных праздников. В пасхальную ночь с помощью этих просфор и литургии священник просит благословения, дабы не было болезней, а у кого есть недуги, чтобы те быстрее отступили.
Такая просфора печется заранее. Далее находится у алтаря. После того как была проведена служба, священник делит ее на несколько кусочков и раздает верующим и служителям церкви. Эта просфора символизирует воскрешение Иисуса Христа и напоминает о его нахождении на земле.
Кусочки Агнца
Много людей, которые верят в Бога, ходят в церковь и молятся. Это священные обряды, использование правильной трапезы, сохранение поста. Из кусочек просфоры вырезают небольшие кусочки Агнец. Их подают в любых церквях во время или после службы. Смысл просфоры подобен антидоре. Антидора означает «причастие». Вот и просфора применяется для отпускания грехов, очищения души. Каждый день причащаться люди не могут, но съесть кусочек просфоры может позволить себе каждый человек. Это и есть символ причащения.
Принимать просфору необходимо, сложив руки крест-накрест. После целовать руку священника, давшего просфору.
Виды
Прежде чем употреблять в церкви такой хлеб, важно знать его назначение и все существующие разновидности. Согласно церковным законам, классификация такова:
- Богородичная просфора. Это большой хлебец треугольной формы, который имеет надпись «Мария» или «Святая Богородица». Его кладут на специальное блюдо вместе с агнцем, а употребляют преимущественно на религиозные праздники.
- Агничная. Это большой хлеб кубической формы, который во время проведения литургии становится истинным телом Иисуса Христа. Внешне просфора оснащена крестом, из которой специальным ножом вырезается агнец. Неиспользуемая часть хлебца, именуемая антидором, после проведения службы бесплатно раздается прихожанам.
- Девятичинная. Из печати такой разновидности достают 9 частиц, которые посвящаются всем святым. Употребить требуется за Иоанна Крестителя, Иоакима и Анны, пророков, святителей, апостолов, архидиакона Стефана и мучеников, бессребреников, Мефодия и Кирилла, князя Владимира, всех святых. Посвящена святому автору литургии, например, Иоанну Златоусту или Василию Великому.
- Заздравная. Священный хлебец делится на две симметричные части, съедается за всех участников литургии после проведения службы в церкви.
- Заупокойная. Для такого случая из верхней части просфоры берется лишь одна частица, которую необходимо съесть за всех умерших и усопших. Делать этого нельзя на кладбище после отпевания и погребения новоприставившегося раба Божьего, категорически запрещено крошить хлебец на могилах.
Артос и Антидор в православии
Изучая разновидности просфор, отдельно стоит выделить такое церковное понятие, как «артос». Это греческое слово «arto», которое дословно переводится, как «квасной хлеб»
Так что такое артос и чем важно это понятие в православной религии? Такую просфору ставят перед алтарем на пасхальной Светлой седмице, при этом освящают на Пасху, а разделяют и раздают верующим в субботу Светлой седмицы. Такой хлебец положено хранить дома, а съесть, если верующего человека неожиданно настигла хворь, он занемог
Антидор (переводится, как «вместо причастия») – это не используемая часть хлебца, которая после завершения литургии раздается всем желающим прихожанам. С точки зрения христианства, это память о крестных страданиях Христа. Поэтому употреблять антидор необходимо внимательно и аккуратно
Важно уточнить, что такую часть священного хлебца не положено давать некрещенным людям. Если артос – символ воскрешения Христа и напоминание о его пребывании на земле, но антидор – вечная память о его страданиях за грехи человеческие
- Как человек влияет на природу Земли положительно или негативно
- Кус-кус — что это, рецепты приготовления с фото. Польза кус-куса
- Диета при больной печени
Где взять
В храме, и только там. Антидор раздается после литургии. Взять его в настоящее время могут и причастники, и те, кто просто молился за богослужением. Как правило, берут святыню после того, как прикладываются ко кресту, который подает людям священник. Раздает антидор человек, имеющий на то священническое благословение.
Раздача антидора в храме
Если верующий причащался или просто пришел на литургию натощак – таково было, как известно, благочестивое правило христиан древности – антидор можно вкусить непосредственно в храме. Верующие, которые с утра ели, забирают данные им частицы, чтобы затем употребить с утра, натощак.
Бывает также, что – например, в будний день – людей за литургией мало, и антидор остается после того, как каждый из присутствующий взял несколько частиц. Тогда верующие разбирают оставшийся освященный хлеб, также унося его домой.
Почему плесневеет
Почему просфора заплесневела, останется загадкой для любого человека. Ведь это священный продукт, который просто не может быть испорчен. Но, к сожалению, может произойти и такое. По опыту многих людей, есть различные методы для хранения этого продукта. Просфору необходимо разрезать на маленькие кусочки и сложить в полотняный мешок. Они высохнут и превратятся в сухари. В таком виде их можно будет кушать постепенно. Если положить их в полиэтиленовый пакет, то нельзя их закрывать и оставлять без воздуха. А в подсохшем состоянии такие кусочки можно хранить хоть несколько лет. Если просфора заплесневела, что это значит? На священном хлебе может появиться плесень из-за того, что внутри нее содержится немного влаги, а это лучшая среда для скопления бактерий.
Как появилась просфора
Просфора своим происхождением уходит в глубокую древность.
Заповедь о принесении хлеба в жертву дошла к нам с ветхозаветных времен: пусть он приносит в приношение
свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной (Лев. 7,13).
В скинии Моисея были хлебы предложения, состоящие из двух частей, что означало хлеб земной и небесный,
то есть два естества, Божеское и человеческое.
В подражание этому и в христианских храмах хлебы (или просфоры) делаются двучастными, и своими двумя частями
означают Божество и человечество Иисуса Христа.
Просфора — это и есть тот квасный, то есть дрожжевой, хлеб.
Просфорой в древности называли приношения христиан, часть которой служила для Литургии, а остатки — для агапы,
обычая древней Церкви, по которому все члены местной общины (свободные и рабы) собирались вместе на общую трапезу,
во время которой, по-видимому, всегда совершалась Евхаристия. Агапа, таким образом, воспроизводила Тайную Вечерю.
Первоначальный характер агапы был строго религиозный: важнейшим моментом собрания было совершение Евхаристии.
В то же время она символизировала собою социальное равенство всех членов общины и единение их во Христе.
Более состоятельные заботились о пропитании для неимущих, но и бедняки вносили свою лепту, или труд в общую казну.
На «вечери любви» все давали друг другу целование мира, здесь читались послания от других Церквей и составлялись
ответы на них. Вот как описывает агапу Тертуллиан, писатель, живший в конце второго и в начале третьего столетия:
«Наши небольшие вечери… называются греческим именем агапи, которое означает любовь или дружбу. Сколько бы они ни
стоили, но расходы на них, которые делаются верующими из любви, есть приобретение. За этой трапезой кормятся бедные.
Вечер начинается молитвой к Богу. Когда (после вечери) умоют руки и зажгут свечи, каждому предлагается выйти
на средину и пропеть что-либо во славу Божию из Священного ли Писания или от себя, как кто может. В конце вечери
также совершается молитва, которою и оканчивается вечер. Расходятся не толпясь, не толкаясь и не теснясь;
но с тою же строгою скромностью и целомудрием, с каким пришли в собрание; потому что здесь напитались не столько
пищею и питием, сколько добрым учением». Для агапы каждый приходящий приносил с собой обыкновенный хлеб, вино,
масло — словом, все, что нужно для стола. Это приношение (по-гречески — просфора), или пожертвование, принимали
диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров.
Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена умерших, внесенные в особый список,
также провозглашались. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина и молитвой
благотворения, словом Христовым и призыванием Святаго Духа освящалась в Тело и Кровь Христову, а прочие дары,
над которыми также произносились молитвы, употреблялись для общественного стола. Благодарение и молитвы
над дарами считались существенной принадлежностью священнодействия, отчего и все священнодействие,
при котором совершалось Таинство Причащения, самые Тело и Кровь Христовы получили название — благодарения
(по-гречески — евхаристии). По мере распространения христианства и увеличения общин общественные различия
между членами Церкви начали давать о себе знать, и агапы изменили свой характер, сделавшись пиршествами богатых.
В Александрии псалмы, песнопения и песни духовные древних времен (Еф. 5, 19; Кол. 3, 16) были заменены игрою
музыкантов на лире, арфе, флейте, несмотря на протесты Климента Александрийского. В других местах состоятельные
христиане, наоборот, стали уклоняться от этих собраний, но оплачивали их, и агапы постепенно превращались
в своего рода благотворительные учреждения. Затем они были совершенно упразднены в северной Италии
святым Амвросием, потому что подавали повод к разным беспорядкам из-за злоупотреблений вином и нецеломудренного
поведения на них некоторых участников. Третий Карфагенский Собор 391 года постановил, чтобы верные готовились
к Евхаристии говением, и поэтому отделил Евхаристию от агапы. Соборы Лаодикийский и Трулльский (392 г.)
запретили совершать агапу в храме и тем самым совершенно лишили их церковно-религиозного характера.
Тщетной оказалась попытка, сделанная участниками Гангрского Собора (380 г.), возвратить агапам прежнее значение.
К началу V века агапы начали постепенно исчезать.
Когда агапу, «вечерю любви», отделили от Литургии, просфорой стали называть только хлеб, употребляемый
для совершения Евхаристии.
Освящение воды на праздник Крещения Господня (Богоявления)
- В предпразднество Богоявления (18 января н.ст.) и в сам Праздник, 19 января н.ст., совершается чин Великого Освящения воды, проникнутый воспоминанием Крещения Спасителя от Иоанна в реке Иордане. Крещение и Богоявление – это два названия одного праздника. Мнение, будто бы это разная вода: вода, которую освящают 18 января, – это вода богоявленская, а та, что освящена 19 января, – крещенская, является ошибочным.
- Богоявлением называется этот праздник потому, что при Крещении Господа миру явилась Пресвятая Троица: Бог Отец говорил с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и засвидетельствован от Бога Отца, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя (см.: Мф. 3: 13–17; Мк. 1: 9–11; Лк. 3: 21–22; Ин. 1: 33–34).
- Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят. Она имеет свойство не портиться долгие годы.
- Из благоговения к святыне обычно употребляют Крещенскую воду натощак. Однако при недугах ее можно с благоговением и молитвой пить в любое время.
- Совершаемое в навечерие Богоявления 18 января водоосвящение служит напоминанием того, что в древности накануне Богоявления совершалось водоосвящение для крещения оглашенных.
- После Литургии 19 января водоосвящение совершается в воспоминание Крещения Господа.
Как употреблять правильно?
Есть их необходимо на голодный желудок и запивать святой водой. Верующие люди часто это делают вместе с произношением молитвы. В молитве говорят слова о прошении благополучия, отступлении болезни, человек кается о свершении тех или иных грехов. Это самый лучший и уникальный момент, когда можно побыть наедине с самим собой и поговорить через молитву с Господом. Лучше всего делать это ранним утром, если семья большая, то каждому члену семьи. В момент съедания стоит относиться внимательно к крошкам, которые могут упасть. Этого нельзя допускать. Просфора должна быть полностью съедена, без соринок и крошек.
Просфора – что это. Что с ней делать, для чего, когда кушать
Тесто для такого хлеба замешивается на святой воде, а значит, и весь хлеб становится священным. Таким образом, человек, употребляя такой хлеб, и сам освящается.
Просфора должна храниться в отдельной форме, но если в домашних условиях это невозможно, то существуют специальные мешочки для хранения такого хлеба
Неважно, где будет храниться хлеб, в церкви или дома, главное — разместить его рядом с иконами
Как мы уже выяснили, такой хлеб необходимо употреблять только на голодный желудок
Следует обратить внимание, что женщинам в период месячных запрещается не только появляться в церкви, но и кушать священный хлеб
Считается, что в храме всякое пролитие крови является недопустимым. Даже если у человека какое-либо кровоточащее ранение, то ему также запрещена дорога в церковь.
На Страстную пятницу также нельзя употреблять священный хлеб.
Кроме всего вышеперечисленного, существуют и другие правила употребления такого продукта:
Не смешивайте просфору с другими продукта. Речь идет о том, что нельзя одновременно с таким хлебом употреблять другие блюда, пусть даже постные. Хлеб должен употребляться отдельно, к тому же, только натощак.
Перед употреблением необходимо прочитать молитву. Только после этого можно начать кушать священный хлеб.
После того, как вы принесли из церкви хлеб, нужно постелить на столе чистую скатерть, на которую нужно положить просфору. В процессе употребления можно записать хлеб водой, но эта вода должны быть освященной;
Следует осторожно кушать хлеб, чтобы ни одна крошка не упала на пол. Если хлеб употребляется после службы, а запивается обычно теплотой — теплая вода, разбавленная с небольшим количеством вина
Заменить вино можно вареньем, которое сделает напиток более сладким
Если хлеб употребляется после службы, а запивается обычно теплотой — теплая вода, разбавленная с небольшим количеством вина. Заменить вино можно вареньем, которое сделает напиток более сладким.
После службы людям раздается по ломтику просфоры, которая необходимо запить теплотой
Здесь важно, чтобы священная пища никоим образом не была извергнута в результате неожиданного кашля или плюновения
То есть, если вы приехали в церковь на автомобиле, то от употребления вина вам лучше воздержаться. В таком случае, вы просто можете попросить у служителей церкви простую освященную воду. Но, ни в коем случае нельзя выплевывать вино, которое вы должны были выпить.
Что такое Просфора
Словом «просфора» (в переводе с греческого «приносимое») в древности назывались приношения преимущественно из хлеба и вина, с которыми верующие приходили в храм на Литургию. Часть этих приношений предназначалась для совершения Таинства Евхаристии, другую часть вкушали на братской трапезе.
Просфора в нынешней Церкви – это употребляемый при богослужении небольшой круглый хлебец. Он приготавливается только из квасного пшеничного теста. Просфора двухсоставна (имеет верхнюю и нижнюю части) – в напоминание о единстве двух природ Господа Иисуса Христа: Божественной и Человеческой. Верхняя часть просфоры запечатлевается печатью с изображением четырехконечного креста со словами «IC.XC.NIKA», означающими «Иисус Христос Победитель».
Бывают просфоры с изображением Божией Матери и святых угодников Божиих.
Освященная в Алтаре просфора, из которой вынута частичка, является святыней. Частицы из просфор вынимаются священником во время проскомидии (подготовительной части Литургии) и в это время читаются записки о здравии и упокоении, которые поданы в свечной ящик для поминовения. По завершении Божественной литургии и Причащении мирян, священник влагает в потир частицы, вынутые в поминание живых и усопших со словами: Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих
. Это делается для того, чтобы живые и усопшие, за чьи имена вынимались частицы из просфор по запискам, омывшись Пречистой Кровью Сына Божия, получили оставление грехов и жизнь вечную.
Освященная в Алтаре просфора, из которой вынута частичка, является святыней.