Пуанты

Пуанты - это неотъемлемый атрибут классического и современного балета

Сколько стоят пуанты

Обувь балерины подбирается индивидуально. При этом красота и оригинальность дизайна относятся не к самым главным параметрам

Сначала обращают внимание на жесткость стельки, коробочку, закрытость, полноту, размер пяточки, вырез. Самые востребованные модели выпускают фирмы Sansha, Grishko, Русский балет, R-class, Bloch

Если вас интересует, где купить пуанты, обратитесь в официальные магазины производителей или закажите в интернете у дилеров. Стоимость некоторых моделей в Москве.

Каждая танцовщица хотя бы единожды обувала эти «зефирные» туфли. Балетные туфли приобрели такой вид не сразу – начиная с XIX века их облик трансформировался и сегодня мы можем видеть пуанты, которые изготавливают для виртуозной техники танца «на пальцах».

Внешний слой пуанта шьют из трёх слоёв атласа. Каждый кусочек ткани вырезается с помощью металлического штампа. За один ход такой штамп выкраивает деталей на 4 пары туфель. Для каждой детали делают подкладку из чистого хлопка, что бы защитить стопы танцовщицы от раздражения. V-образная верхняя деталь называется союзка
. К ней пришивают две других атласных детали – это задник пуанта. Затем полученную деталь сшивают, усиливая шов лентой из искусственного материала. Такую же ленту пропускают через машину, которая сворачивает её пополам вокруг шнурка. Полученный кант пришивают по периметру туфли. Такой обёрнутый лентой шнурок помогает танцовщице плотно затянуть туфель на ноге. Затем, атласный верх надевают на специальную заранее подготовленную деревянную колодку, что бы проверить размеры. В мастерских при крупных театрах (Большой, Мариинский) такие колодки делают специально для каждой балерины. Мало того, за каждой индивидуально закрепляют мастера, который знает все нюансы изготовления пары пуантов конкретно для этой танцовщицы.

Высота союзки не должна отличаться от заданной более, чем на 3 миллиметра. Даже не большое отклонение приведёт к тому, что туфля будет врезаться в стопу.

Обувщик прибивает хлопковую подкладку к внутренней стельке. Стельку делают из твёрдого картона (для опоры), с добавлением пластика, который увеличивает гибкость. Затем срезают излишки и приклеивают подкладку к стельке, закладывая аккуратные складки. Когда клей высыхает, мастер убирает гвозди и обрезает лишние складки, что бы избежать бугорков, которые могут вызвать раздражение стопы. Затем он формирует коробочку
– жесткий чехол внутри пуанта. Коробочку (или «стакан
») изготавливают из папье-маше, но вместо бумаги используют ткань. После, отрез покрытой смолой хлопковой ткани, размачивают в воде и укладывают сверху. Затем два куска рогожки (как правило её делают из сизаля) проклеивают и один за одним помещают на хлопковый слой. Клей готовят из муки, воды, крахмала и смолы на резиново-пластиковой основе, которая обеспечивает необходимую эластичность, которая очень важна – коробочка должна быть достаточно жёсткой что бы выдержать вес балерины, но при этом довольно эластичной, что бы танцовщица могла свободно двигаться. Последний слой ткани – чистого хлопка. Коробочку оборачивают целлофаном, что бы не испачкать в ходе обработки носка, для формирования «пятака
» – передней части туфли, благодаря которой балерины встают на пальцы.

Затем коробочку прижимают к куску мрамора, что бы пятак стал абсолютно плоским. Пятак должен быть идеально ровным, иначе балерина упадёт. Коробочку ставят сохнуть на сутки, затем контактным клеем приклеивают к ней подкладку, срезают излишки и наклеивают на подкладку атлас, закладывая мелкие складки. В этот раз используют более лёгкий клей, потому что контактный может оставить пятна. Тыльную сторону внутренней стельки выравнивают пенозаполнителем, покрывают сверхсильным виниловым клеем. Тот же клей наносят на подошву и оставляют сушиться. Через 24 часа детали нагревают в печке до 93°C и через полминуты высохший клей активируется. Затем крепят подошву и на 15 секунд кладут туфлю под пресс для более прочной склейки. Подошву делают из замши – материал, который обеспечивает оптимальное сцепление – он не скользит, но и помогает танцовщице без проблем перемещаться по полу. Стелька из белой замши поддерживает стопу балерины и не позволяет ноге скользить, когда балерина танцует на кончиках пальцев.

Чем отличаются модели для сцены

Начинающим танцорам лучше всего выбирать тканевую или кожаную обувь. Она подойдет для любого вида танцев. Пуанты на текстильной основе сделаны из прочного материала и позволяют выдержать активную нагрузку. Вставки из кожи не дают ногам скользить.

Если танцовщица начинает заниматься балетом на регулярной основе, то лучше всего выбрать полупуанты с двусоставной нижней частью, это обеспечит легкий переход с пятки на кончики пальцев. От активности нагрузки будет зависеть то, насколько долго можно использовать обувь. За одно выступление балерины иногда меняют до 3 пар.

Важно не только правильно выбрать пуанты, но и уметь ухаживать за ними. Обувь необходимо обязательно просушивать после занятий, вынимая стельки

Пуанты запрещается стирать в машине, они легко очищаются мягкой увлажненной губкой. При удалении серьезных загрязнений можно применять средство для мытья посуды. Бережное отношение позволит продлить срок эксплуатации обуви для балета надолго.

Начинающим танцорам подходят тканевая или кожаная обувьДля балтеа на регулярной основе стоит выбрать полупуанты с двусоставной нижней частью

Подготовка к использованию

Перед выходом на сцену каждая балерина выполняет ряд действий для подготовки пуантов:

  • разминает небольшим молоточком жесткую коробочку туфель;
  • разнашивает обувь;
  • делает петлю-затяжку, которая надежно прижимает пуанты к стопе;
  • подошву и пятак обрабатывает канифолью;
  • подшивает резинки;
  • надрезает стельку.

Запрещается надевать пуанты без предварительной разминки ступни и икроножных мышц. Большинство балерин перед надеванием немного увлажняют обувь, чтобы она лучше сидела. По подошве проводят теркой, так можно избежать скольжения по паркету.

Также пуанты нужно «сломать» по центру для того, чтобы они приняли форму ступни. Осуществляется это при помощи разминания нижней части обуви возле основания пальцев. Следует выгнуть туфлю, чтобы оба конца практически соприкасались. Но выполнять это необходимо аккуратно, иначе подошва может треснуть.

Размять коробочку туфельРазноситьСделать петлю-затяжкуПодошву и пятак обработать канифольюПодшить резинкиЧтобы избежать скольжения по паркету по подошве провести теркой«Сломать» по центру, чтобы пуанты приняли форму ступни

Использование[править | править код]

Балерина Татьяна Рябушинская, обшивающая свои пуанты (Сидней, ок. 1937—1940)

Для того, чтобы в готовых туфлях можно было танцевать, балерины проделывают с ними множество различных манипуляций: пришивают к ним ленточки-завязки и различные виды резинок, не дающие «вываливаться» подъёму, а самим туфлям — соскальзывать с ноги; отбивают с помощью молотка твердый «стакан» («коробочку») из слоя проклеенных тканей, чтобы он нигде не давил и не натирал пальцы; срезают атласный «пятачок» и обмётывают его нитками или обвязывают крючком (также существуют нескользящие накладки, которые можно наклеивать прямо на «пятачок»), делают небольшие надрезы на стельке с помощью ножа или тёрки. Хотя некоторые балерины предпочитают работать босиком, большинство вставляют внутрь силиконовые вкладыши и другие материалы, помогающие предотвратить появление мозолей.

От многочисленных подъёмов на пальцы во время танца и спуска с них туфли постепенно размягчаются и разбалтываются. Их срок службы зависит от интенсивности нагрузки: так, балерина, исполняющая главную роль в балетном спектакле, с большим количеством дуэтов, вариаций и других выходов, может сменить за вечер несколько пар обуви. Кроме того, для таких спектаклей, как «Жизель», где каждый акт требует своей техники и выразительности, артисты готовят разные туфли для каждого действия.

Чтобы не поскользнуться во время движения, раньше, когда покрытие планшета сцены и репетиционных залов было деревянным, для лучшего сцепления использовали канифоль а также обычную воду — садовая лейка была непременным атрибутом репетиционных залов. Существовала даже пословица: «Кто не умеет поливать — тот не умеет танцевать». После того, как дерево было повсеместно заменено сценическим линолеумом, артисты стали использовать липкую при высыхании сладкую газировку, например, «кока-колу».

Лучшие производители

Самый популярный отечественный изготовитель пуантов – компания Grishko. Балетные туфли производятся из классических материалов: бязи и атласа, коробка делается из текстиля и мешковины, а стелька изготавливается из натуральной кожи.

Модель Профлекс изготавливается из инновационных материалов. Она обладает технологией звукопоглощения (туфли почти бесшумны на сцене) и особой конструкцией подошвы, которая облегчает становление на пальцы. Расценки таких пуантов начинаются от 1800 рублей.

Также популярностью пользуется балетная обувь от французского производителя Sansha. Пуанты производятся из классических материалов: атласа и бязи. Уникальность обуви заключается в установленных колодках, которые подходят как для профессиональных балерин, так и для начинающих танцоров. Для изготовления применяются лишь натуральные материалы на основе хлопка. Клей имеет оригинальный состав, позволяющий сохранить эластичность подошвы. Цена таких пуантов варьируется от 2000 рублей и выше.

Наиболее популярными в балете являются пуанты от компании Geynor Minden (США). Это комфортная обувь, которая обеспечивает правильное положение ступни и позволяет избежать травм. Коробочка и стелька изготавливаются из термопластичных эластомеров, характеризующихся высокой устойчивостью, прочностью и эластичностью. Внутренняя часть делается из материала, снижающего шум во время прыжка и обеспечивающего комфортную посадку ступней. Стоимость таких балетных туфель начинается от 6500 рублей.

GrishkoПрофлексSanshaGeynor Minden

Новые технологии против старых традиций

В последние несколько десятилетий двадцатого века технические требования к балету резко возросли. Это привело к спросу на более сложные пуанты. На рынке был представлен широкий ассортимент моделей: от мягких блочных ботинок, предназначенных для перехода от мягкой обуви к пуантам, до чрезвычайно жестких ботинок, придающих дополнительную прочность, до репетиционных пуантов машинного производства для студентов танцев, работающих на меньших бюджет. Около тридцати пяти производителей балетной обуви, таких как Freed, Capezio и Gaynor Minden, работают на рынке, но в результате долгой истории традиционного производства пуантов с использованием картона и простого клея из муки и водной пасты, инновационные пуанты с небьющимися голенищами американского производителя балетной обуви Gaynor Minden распространены повсеместно. В конце двадцатого века,

См. также Балетный костюм ; обувь ; Театральный костюм .

Что такое пуанты

Профессиональная узкоспециализированная обувь, которая своим появлением значительно облегчила жизнь балеринам – пуанты. В переводе с французского языка этот термин означает «острие», «кончики пальцев». Другие названия изделия – колки, каски, пальцевые туфли. Балетные тапочки должны идеально сидеть на ноге, так как танцовщицы в них проводят большую часть своей профессиональной жизни. Начинающие примы могут использовать чешки или балетки, сделанные из хлопчатобумажной ткани с укрепленной стелькой и задником. Это недорогие варианты обуви для ежедневных тренировок.

История

Французское выражение sur les pointes означает «танцевать на кончиках пальцев». В свое время балерины выходили на сцену босыми или исполняли танец, становясь на верхушки пальцев. В результате ступня подвергалась чрезмерной нагрузке, что приводило к травмам, растяжениям, вывихам. На смену такому способу пришла идея создания специальной поддерживающей обуви.

Первой балериной, вышедшей на сцену в пуантах, была Мария Тальони. Пробные экземпляры изделий придумал ее отец Филипп Тальони в начале ХIХ века в Италии. Затем танцевальную обувь стали дорабатывать, видоизменять, экспериментируя с материалом. Для жесткости в носок обычной обуви подкладывали пробку, но такой способ еще больше травмировал ноги. Затем стали использовать вложенную мягкую ткань или шерсть, что уменьшало нагрузку на ступню. Такая обувь не держала форму, быстро приходила в негодность, но помогала балерине легче вставать на пуанты.

Производители продолжали придумывать новые конструкции, вкладыши, дополнительные стельки. Пробовали вместо клея использовать гипс, но такую обувь было сложно размять. Затем в обиход вошли кожаные сандалии с ремешками, закрепленными на ноге. Сейчас пуанты балерины изготавливают ручным или механическим способом. Известные производители: Grishko (российская компания) и Gaynor Minden (американская фирма).

Из чего состоят

Изготовление пуантов – это целое искусство. Балетные туфельки состоят из 54 элементов, соединенных и идеально подогнанных по ноге. Верх изготавливается из бязи или атласа телесного цвета, что создает иллюзию единства ноги и обуви. Атлас не образует бликов от света прожекторов. Бязь сохраняет здоровье ног балерины, впитывая влагу и предупреждая образование грибка: после выступлений и тренировок у танцовщиц ноги становятся абсолютно мокрыми.

Строение обуви для балета:

  • коробочка (стакан) – жесткий чехол внутри обуви, состоящий из 6 слоев текстиля и мешковины, склеенных по принципу папье-маше;
  • крылышки;
  • ленты-завязки – обязательная часть пуантов, которую по традиции балерина пришивает самостоятельно;
  • союзка – V-образная верхняя деталь, к которой пришиваются два задника;
  • складки;
  • подошва из натуральной кожи (замши), помогающая балерине не скользить;
  • задний и средний шов;
  • пятак – жесткая передняя часть балетных тапочек, помогающая танцовщице встать на пуанты;
  • стельки из твердого картона с добавлением пластика разной степени жесткости: S (мягкие), M (средние), H (жесткие), SS (супермягкие), SH (супержесткие).

Виды пуант и их особенности

  1. Традиционные пуанты: такие пуанты имеют классическую форму со шнуровкой, обеспечивающей поддержку и сцепление с ногой балерины. Они делают ноги гибкими и позволяют выполнять сложные танцевальные трюки.
  2. Полу-пуанты: это мягкие обувные изделия, похожие на балетки. Они предназначены для тренировок и разминки, а также для занятий пилатесом и йогой. Полу-пуанты помогают балеринам развивать силу ног и гибкость.
  3. Комплектные пуанты: это пуанты, которые предназначены для особых случаев, например, для выступлений на сцене или на конкурсах. Они могут быть более изысканными и яркими, чем обычные пуанты, и иметь дополнительные декоративные элементы
  4. Специализированные пуанты: такие пуанты разрабатываются для конкретных потребностей балерин, учитывая ее индивидуальные особенности, например, форму стопы или степень ее развития. Эти пуанты могут быть специально заказаны у мастера или изготовлены по индивидуальному заказу.

Выбор пуант зависит от уровня подготовки балерины, ее индивидуальных особенностей и предпочтений

Важно правильно подобрать пуанты, чтобы они обеспечили комфорт и безопасность во время танцев

Современные пуанты

Впервые в обувь балерины, похожую на настоящие пуанты, обулась в 1830 году танцовщица Мария Тальони. Эта знаменитая своей древней фамилией внучка потомственных танцоров впервые очутилась на сцене во время представления под названием «Зефир и Флора». Исполняя отведенную ей женскую роль, Мария едва прикасалась к земле своими крошечными шелковыми туфельками. Этот выход произвел фурор. Не наделенная от природы особой женской красотой, танцовщица напрочь сразила зрителей своими танцевальными способностями и, главное, продуманным образом. Она выбрала для выступления именно те жесткие туфли со специальным уплотнением в области пальцев, которые впоследствии возымели такой успех в балетном мире. Это были те самые пуанты. Фото их обладательницы может увидеть каждый желающий.

Однако не менее популярным этот вид обуви сделала и другая известная личность — супруга полководца Наполеона Жозефина. Она предпочитала носить похожие на танцевальные туфли балетки. Они представляли собой небольшие тапочки из атласной ткани, которые прикреплялись к ноге с помощью лент. В эпоху романтизма такая непринужденная и легкая обувь имела огромный спрос среди модниц и светских див. Среди искусствоведов считается, что именно эти туфли и стали впоследствии прообразом известных нам пуантов.

На территории России первой балериной, которая начала танцевать в этой обуви, стала Теперь же балет, пуанты и танцовщицы, выступающие в них, являются неотъемлемыми понятиями.

История и развитие пуант

История пуант начинается во Франции в XVIII веке. В это время балет был популярным развлечением в дворянских кругах и развивался в основном в оперных труппах. Первые пуанты появились именно на оперной сцене, и были созданы с целью добавить красоты и изящества танцу. Танцовщицы могли выполнять технически сложные элементы, такие как цыпочкой на одной ноге, благодаря узкому носку и поддержке жесткой подошвы.

В XIX веке пуанты стали неотъемлемой частью мужского и женского балета. На протяжении веков пуанты продолжали развиваться и совершенствоваться. Мастера обувного ремесла создавали новые модели, внедряли инновационные материалы и технологии. Постепенно форма и конструкция пуант изменились. Носки стали еще более узкими, подошвы – более жесткими, а модели разнообразными.

В современном балете пуанты являются незаменимой частью костюма балерин. Они помогают создать образ и придать аутентичность исполнению. Каждый балерин имеет свои предпочтения в выборе пуант, так как их форма, жесткость и материал должны соответствовать индивидуальным особенностям ноги и стилю танца. Сегодня существует широкий выбор пуант, представленных различными производителями.

Несмотря на то, что пуанты являются красивыми и элегантными, использование их требует большой физической подготовки и силы. Балерины проводят множество часов, чтобы достичь мастерства в работе на пуантах и преодолеть боли и травмы, связанные с использованием данного вида обуви.

Сколько стоят пуанты

Обувь балерины подбирается индивидуально. При этом красота и оригинальность дизайна относятся не к самым главным параметрам

Сначала обращают внимание на жесткость стельки, коробочку, закрытость, полноту, размер пяточки, вырез. Самые востребованные модели выпускают фирмы Sansha, Grishko, Русский балет, R-class, Bloch

Если вас интересует, где купить пуанты, обратитесь в официальные магазины производителей или закажите в интернете у дилеров. Стоимость некоторых моделей в Москве:

Название

Характеристика

Производитель

Цена, рублей

GRISHKO-2007 PRO-FLEX

Бесшумные, из атласа, с конструкцией FLEX, упрощающей переход с полупальцев на пальцы.

GRISHKO

2000

MAYA-I

Гибкая и легкая модель, подходит для всех типов стоп. Рекомендуется профессиональным балеринам и ученицам старших классов.

GRISHKO

1950

­

DREAMPOINTE

Высокотехнологичные пуанты с ортопедической стелькой и мягким вкладышем в пятаке.

GRISHKO

2900

Soprano

Классическая колодка, круглый вырез. Подходят для начинающих.

SANSHA

1200

Legende

Максимально комфортная колодка, вырез круглый, раздельная подошва, стелька ¾.

SANSHA

2990

Вопрос-ответ:

Какова история появления пуантов?

История пуантов насчитывает несколько веков. Это обувь была изначально создана для балетных танцовщиц и появилась во Франции в 18 веке. Вначале пуанты были недолговечными и очень неудобными, но со временем они стали развиваться и совершенствоваться.

Какие виды пуантов существуют?

Существует несколько видов пуантов, включая классические пуанты с жесткой подошвой, полупуанты с более гибкой подошвой, джампы с низкой подошвой и танцевальные туфли без задника. Каждый вид пуантов предназначен для определенного уровня подготовки и стиля танца.

Как выбрать правильные пуанты?

При выборе пуантов очень важно учитывать несколько факторов. Во-первых, необходимо определить свой уровень подготовки и стиль танца, чтобы выбрать подходящий вид пуантов

Во-вторых, нужно обратить внимание на форму и размер пуантов, чтобы они плотно прилегали к ноге и не передавливали ее

Также важно учитывать степень гибкости и поддержки, которые пуанты обеспечивают

Как правильно ухаживать за пуантами?

Уход за пуантами очень важен, чтобы продлить их срок службы. После каждого использования пуанты нужно высушивать на воздухе, чтобы избежать появления плесени и неприятного запаха. Также рекомендуется регулярно обмакивать кончики пуантов в клей, чтобы они не облезли. И, конечно же, необходимо следить за состоянием подошвы и своевременно менять пуанты при необходимости.

Как долго прослужат пуанты?

Срок службы пуантов зависит от интенсивности использования, уровня подготовки танцовщицы и особенностей ее ног. В среднем, пуанты прослужат от одного до шести месяцев. Однако это очень индивидуально и может варьироваться.

Создание пуантов

Балетные туфли кажутся чрезвычайно простой и нетрудоемкой в изготовлении обувью, но это не соответствует действительности.

Современные пуанты состоят из 54 элементов. Каждая пара таких туфель должна строго подходить под ногу танцора, что позволяет избежать излишних травм и напряжений. Подбор обуви тоже осуществляется индивидуально.

Каждая туфля состоит из трех составляющих. Это верх пуанта, который состоит из нескольких слоев атласа и покрыт с внутренней стороны подкладочной тканью, а также жесткая несгибаемая подошва из натуральной кожи и место, куда помещаются пальцы. Эта часть имеет форму коробочки из нескольких плотно склеенных слоев ткани.Именно высокие требования к танцевальным пуантам и объясняют тот факт, что, несмотря на высокий уровень автоматизации производства, большая часть сборки этих туфель проходит вручную. Как правило, непросохшие склеенные пуанты оставляют на специально приспособленной колодке, после чего обрабатывают инструментами и сшивают вымоченной в парафиновом растворе прочной нитью. Для затвердевания обувь балерины оставляют на ночь просыхать при температуре от сорока до пятидесяти градусов.

Все туфли отличаются по форме, прочности, длительности ношения и подбираются каждому танцору в индивидуальном порядке.

Пуа́нты
(от фр. les pointes des pieds — «кончики пальцев»; также па́льцевые ту́фли
, иногда колки́
или каски́
, разг.) — женские балетные туфли, неотъемлемая часть женского танца в классическом балете. Пуанты позволяют танцовщице принять положение с точкой опоры на кончики пальцев вытянутой стопы одной или обеих ног (фр. sur les pointes), что делает позу менее бытовой и более возвышенной.

Возникнув, как средство образной выразительности, с наступлением эпохи романтизма, первоначально применялись для ролей фей, богинь и прочих волшебных созданий, чтобы подчеркнуть их неземное происхождение — тогда как «простым смертным» отводился танец на полупальцах (фр. sur le demi-pointes) или в характерных туфлях на каблучках. В балете времён академизма, также подчёркивали социальные различия между благородными героинями и их окружением обычного происхождения.

Пуанты XIX века сильно схожи по форме с бальными и уличными женскими туфлями конца XVIII — 1-й половины XIX века, когда, после революции, француженки практически отказались от каблуков, ставших символом опасной принадлежности к аристократии в пользу античной естественности. Как и бальные туфли, их делали из шёлкового атласа, на плоской кожаной подошв, с носком прямоугольной формы. «Греческую моду» 1790-х подхватили и танцовщицы: Мария Медина, а вслед за ней и другие артистки, выходили на сцену в хитонах и сандалиях, проповедуя свободу. В то же время такие танцовщицы, как мадмуазель Паризо, продолжали танцевать в узких туфельках на низком каблуке (однако уже без пряжек, бантиков, цветов и прочих украшений времён рококо).

В 1821 году в Лондоне, на сцене Королевского театра, выступала Биас, украшавшая свой танец отдельными позами на пальцах. Именно к этому времени относится литография Ж.-Ф. Вальдека, на которой балерина изображена в уверенной позе на пальцах в V позиции.

В октябре 1830 года Мария Тальони (1804—1884) показала танец на пуантах в балете «Бог и баядерка», 14 марта следующего года она дебютировала в «Зефире и Флоре» Дидло, а ровно через год, 12 марта 1832 года, уже уверенно танцевала на пуантах в балете своего отца «Сильфида», окончательно утвердив на сцене главенство романтизма.

В 1846 году Париж настолько поразила пальцевая техника Софии Фуоко, что юной итальянке, «блестяще владеющей так называемыми пуантами», дали прозвище La Pointue.

Первой русской балериной, начавшей танцевать на пуантах, называют ученицу Дидло Авдотью Истомину (1799—1848), танцевавшую в, том числе, и в балете «Зефир и Флора».

Постепенно танец на пуантах превратился в обязательный элемент классического балета — до такой степени, что во многих редакциях старинных классических балетов характерные, деми-характерные и даже гротесковые партии (как, например, фея Карабос из «Спящей красавицы» Константина Сергеева, 1964) были полностью переведены с каблуков и мягких туфель на пуанты. Эта тенденция достигла максимума у балетмейстера Юрия Григоровича, который практически полностью вывел каблучковый танец со сцены Большого театра, заменив характерные сюиты в «Щелкунчике» (1966), «Лебедином озере» (1969) и других балетах классическими вариациями на пуантах с некоторым национальным колоритом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Хозяйка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: