Значение рисунков на рушниках

Символика

Обычно реальные образы и мотивы преобразовываются и стилизуются, образуя метафору на основе природы и быта окружающей народ среды. Например, символ солнца, воды означают рост, рождение, обновление и величие.

Изначально каждый герой, образ, мотив имел свой собственный знак:

  • Змея, хранительница очага замужней девушки, обозначалась четырёхконечным крестом с загнутыми концами.
  • Ромбом или квадратом с точками, пересечёнными крест-накрест, описывалось плодородие. Иногда ромб повествовал о не самом лучшем состоянии семейных отношений.
  • Символом солнца, источника жизни, являлся круг и восьмигранный многоугольник.
  • Природа олицетворялась фигурой женщины с руками, вознесенными к небу. Где женщина – само проявление природы, а её руки – её силы, вознесенные к богу Ра – языческому богу солнца, который благословлял и давал разрешение на различные деяния Природы.
  • Обереги и помощники в жизни жителя-крестьянина – лошади и птицы.
  • Верная и чистая любовь – белыми лебедями.
  • Птица воспринималась, как светлые и жизненные силы.
  • Дерево, пара птиц или животных, находящихся рядом с древом, – знак семьи, рода.
  • Трудолюбие – уточкой или серой птицей.
  • Благосостояние символизировалось конём или лошадью.
  • На одежде замужних женщин был грудной разрез, и по обеим его сторонам вышивали парные розетки, имеющие название «Сторож грудей», защищали их от недобрых сил.
  • Часто марийские мастерицы допускали в свои работы изображение бараньей головы с выделением рогов. Поскольку это животное считалось у марийского народа священным, его изображали на ткани с целью уберечь себя от нечистых сил и болезней. Оленьи рога были символом удачи или её пожелания. Также были актуальны геометрические символы.

Марийский орнамент и узоры — отражает их значение терминология. Например, бараний рог назывался «тага шур», серповые зубцы – «сарла пу», «церквы вуй» — так назывался православный крест.

Мастерицы искали вдохновение в формах и чертах природы. И описывали ими свою жизнь, рассказывали историю своей родины, семьи, деревни нитками на сарафанах и рубахах. К примеру, ромб обозначал, что семейная и личная жизнь полностью в порядке, треугольник сообщал об обратном.

Марийский орнамент имел следующие основные мотивы:

  • геометрические узоры;
  • зооморфные узоры;
  • антропоморфные узоры.

Также женские и девичьи костюмы часто дополнялись нагрудными украшениями из монет и бисера. Так делали, потому что считали, что звон серебра отпугивает нечисть.

Цветочные мотивы для скатерти

Эта схема идеально подойдет любителям красивых, изысканных вещей. На первый взгляд, это очень простой рисунок. Но в этом и есть изящество скатерти.

Подберите разноцветную посуду, поставьте на стол корзину с фруктами. Ваш стол превратится в идеальное место для трапезы вей семьи.

Схема внутренней рамки: повторяющийся рисунок длинных сторон занимает 33 квадрата по высоте и 109 квадратов по ширине; повторяющийся рисунок коротких сторон занимает 33 квадрата по высоте и 109 квадратов по ширине.

Схема внешней рамки: рисунок занимает 53 квадрата по высоте и 114 квадратов по ширине.

Определите центр льняного полотна и отметьте горизонтальным и вертикальным наметочными стежками. Следуя схеме, вышивайте крестом хлопчатобумажными нитками мулине в два сложения сначала внешнюю рамку на расстоянии 20 см от срезов, затем внутреннюю рамку на расстоянии 65 см от длинных срезов и 55 см от коротких срезов. Вышейте крестом цветы, следуя рисунку скатерти. Помните, что каждый стежок вышивки крестом захватывает две нити льняного полотна как по высоте, так и по ширине.

Отделка. На расстоянии 5 см от срезов выдерните нити на высоту 1,5 см, аккуратно заложите углы и приметайте подгиб. Закрепите подгиб мережкой со скрещенными столбиками.

Степень сложности: средняя.

Потребуется:

  • Для скатерти 280 х 170 см натурального льняного полотна со 100 нитями в 10 см
  • Четыре мотка хлопчатобумажных ниток мулине белого цвета
  • По 18 мотков хлопчатобумажных ниток мулине каждого из остальных цветов, указанных на схеме

Техника вышивания:

  1. Вышивка крестом
  2. Мережка
  3. Мережка со скрещенными столбиками

Уход за вышитыми изделиями

За вышитыми изделиями должен быть деликатный уход.

Правила ухода:

  1. Бережная ручная стирка: температура не более 50 градусов, вышитую часть не тереть, изделие при выжимании не выкручивать.
  2. Для профилактики от перекосов и растяжек пригладить утюгом с изнаночной стороны флизелиновую ткань.
  3. Шелковые изделия сушить вдали от радиаторов, гладить влажными.
  4. Картинные изделия стирать нельзя, для предохранения от пыли разместить их под стекло.
  5. Шерстяные вещи стирать и полоскать в воде одного температурного режима. Это защитит их от растяжений и усадки. Нельзя изделия из шерсти выжимать, иначе появятся катышки.

Набор для вышивания Риолис Солнечный день

Вышивание – удивительное рукоделие, волшебство, когда на белом полотне появляется настоящее произведение искусства, радующее глаз и поражающее своей красотой. Вышивка гарантированно получится великолепной, если приобретать готовые, профессионально подобранные, наборы от известных и зарекомендовавших себя качественной продукцией производителей.

Орнамент № 11

Фрагмент орнамента из Смоленской губернии символизирует землю, четыре стороны света, четыре времени года.

Фрагмент орнамента

  1. Начните работу со среднего ряда орнамента. Далее вышейте нижнюю часть, а затем верхнюю.
  2. Запись орнамента по рядам:
  • Средний ряд: 5 над, 3 под, 3 над, 1 под, 3 над, 3 под, 3 над, 3 под, 3 над, 3 под, 3 над, 1 под, 3 над, 3 под, 4 над до конца ряда.
  • 1 нижний ряд: Раппорт: 4 над, 3 под, 3 над, 1 под, 1 над, 1 под, 3 над, 3 под, 3 над, 1 под, 3 над, 3 под, 3 над, 1 под, 1 над, 1 под, 3 над, 3 под, 3 над до конца ряда.
  • 2 нижний ряд: Раппорт: 3 над, 3 под, 3 над, 1 под, 3 над, 1 под, 3 над, 3 под, 5 над, 3 под, 3 над, 1 под, 3 над, 1 под, 3 над, 3 под, 2 над до конца ряда.
  • 3 нижний ряд: Раппорт: 2 над, 3 под, 3 над, 1 под, 5 над, 1 под, 3 над, 3 под, 3 над, 3 под, 3 над, 1 под, 5 над, 1 под, 3 над, 3 под, 1 над до конца ряда.
  • 4 нижний ряд: Раппорт: 1 над, 3 под, 3 над, 1 под, 3 над, 1 под, 3 над, 1 под, 3 над, 3 под, 1 над, 3 под, 3 над, 1 под, 3 над, 1 под, 3 над, 1 под, 3 над, 3 под до конца ряда.
  • 5 нижний ряд: Раппорт: 3 под, 3 над, 1 под, 3 над, 3 под, 3 над, 1 под, 3 над, 5 под, 3 над, 1 под, 3 над, 3 под, 3 над, 1 под, 3 над, 2 под до конца ряда.
  • 6 нижний ряд: Раппорт: 2 под, 3 над, 1 под, 3 над, 3 под, 5 над, 1 под, 3 над, 3 под, 3 над, 1 под, 5 над, 3 под, 3 над, 1 под, 3 над, 1 под до конца ряда.
  • 7 нижний ряд: Раппорт: 1 под, 3 над, 1 под, 3 над, 3 под, 3 над, 1 под, 3 над, 1 под, 3 над, 1 под, 3 над, 1 под, 3 над, 1 под, 3 над, 3 под, 3 над, 1 под, 3 над до конца ряда.
  • 8 нижний ряд: Раппорт: 3 над, 1 под, 3 над, 3 под, 3 над, 1 под, 5 над, 1 под, 3 над, 3 под, 3 над, 3 под, 3 над, 1 под, 2 над до конца ряда.

Графическая схема. Розовым цветом обозначен средний ряд, цифрами -нумерация рядов, вертикальная линия — начало отсчета

  • 9 нижний ряд: Раппорт: 2 над, 1 под, 3 над, 3 под, 3 над, 3 под, 5 над, 1 под, 3 над, 1 под, 5 над, 3 под, 3 над, 3 под, 3 над, 1 под, 1 над до конца ряда.
  • 10 нижний ряд: Раппорт: 1 над, 1 под, 3 над, 3 под, 3 над, 3 под, 3 над, 1 под, 3 над, 1 под, 1 над, 1 под, 3 над, 1 под, 3 над, 3 под, 3 над, 3 под, 3 над, 1 под до конца ряда.
  • 11 нижний ряд: Раппорт: 1 под, 3 над, 3 под, 3 над, 3 под, 3 над, 3 под, 3 над, 1 под, 3 над, 3 под, 3 над, 3 под, 3 над, 3 под, 3 над до конца ряда.
  • 12 нижний ряд: Раппорт: 1 над, 1 под, 3 над, 3 под, 1 над, 3 под, 3 над, 3 под, 3 над, 1 под, 1 над, 1 под, 3 над, 3 под, 3 над, 3 под, 1 над, 3 под, 3 над, 1 под до конца ряда.
  • 13 нижний ряд: Раппорт: 2 над, 1 под, 3 над, 5 под, 3 над, 3 под, 3 над, 1 под, 3 над, 1 под, 3 над, 3 под, 3 над, 5 под, 3 над, 1 под, 1 над до конца ряда.
  • 14 нижний ряд: Раппорт: 3 над, 1 под, 3 над, 3 под, 3 над, 3 под, 3 над, 1 под, 5 над, 1 под, 3 над, 3 под, 3 над, 3 под, 3 над, 1 под, 2 над до конца ряда.
  • 15 нижний ряд: Раппорт: 1 под, 3 над, 1 под, 3 над, 3 под, 1 над, 3 под, 3 над, 1 под, 3 над, 1 под, 3 над, 1 под, 3 над, 3 под, 1 над, 3 под, 3 над, 1 под, 3 над до конца ряда.
  • 16 нижний ряд: Раппорт: 2 под, 3 над, 1 под, 3 над, 5 под, 3 над, 1 под, 3 над, 3 под, 3 над, 1 под, 3 над, 5 под, 3 над, 1 под, 3 над, 1 под до конца ряда.
  • 17 нижний ряд: Раппорт: 3 под, 3 над, 1 под, 3 над, 3 под, 3 над, 1 под, 3 над, 5 под, 3 над, 1 под, 3 над, 3 под, 3 над, 1 под, 3 над, 2 под до конца ряда.
  • 18 нижний ряд: Раппорт: 1 над, 3 под, 3 над, 1 под, 3 над, 1 под, 3 над, 1 под, 3 над, 3 под, 1 над, 3 под, 3 над, 1 под, 3 над, 1 под, 3 над, 1 под, 3 над, 3 под до конца ряда.
  • 19 нижний ряд: Раппорт: 2 над, 3 под, 3 над, 1 под, 5 над, 1 под, 3 над, 3 под, 3 над, 3 под, 3 над, 1 под, 5 над, 1 под, 3 над, 3 под, 1 над до конца ряда.
  • 20 нижний ряд: Раппорт: 3 над, 3 под, 3 над, 1 под, 3 над, 1 под, 3 над, 3 под, 5 над, 3 под, 3 над, 1 под, 3 над, 1 под, 3 над, 3 под, 2 над до конца ряда.
  • 21 нижний ряд: Раппорт: 1 под, 3 над, 3 под, 3 над, 1 под, 1 над, 1 под, 3 над, 3 под, 3 над, 1 под, 3 над, 3 под, 3 над, 1 под, 1 над, 1 под, 3 над, 3 под, 3 над до конца ряда.
  • 22 нижний ряд: Раппорт: 2 под, 3 над, 3 под, 3 над, 1 под, 3 над, 3 под, 3 над, 3 под, 3 над, 3 под, 3 над, 1 под, 3 над, 3 под, 3 над, 1 под до конца ряда.
  • Верхние ряды шейте как нижние.

Особенности вышивки в разных уголках России

В каждом уголке России, городе, деревне есть свои отличительные особенности создания рисунка на вещи.

В Чувашии используются 3 основные цвета нити: черный, красный, белый. При этом каждая имеет свое значение. Красная — символ стремления к новому, белая — говорит о чистоте, невинности, черная — используется для создания рамки. Особенность — при вышивке не применяют специальные устройства для облегчения работы.

  • Стоит упомянуть, что славянская вышивка схемы строит в основном на геометрических фигурах. Так как мастерица окрашивала нити самостоятельно, процесс занимал очень много времени и был достаточно трудоемким.
  • В Карелии чаще всего узор имел религиозное значение. Орнамент вышивается при помощи красной нитки на белой ткани. Центр композиции — животные, растения. Имеет огромную популярность в России, Европе.
  • В Марий Эл используют красный цвет нити, вышивая на домотканом материале. Узоры: геометрические фигуры, растения, животные. Особенное значение имели деревья — защита для семьи.
  • Тарусская техника — применяется льняная нить, при этом есть особенная техника, белая строка и цветная перевить. На вещах вышиваются деревья, растения, которые образуют в результате картины. Особенность — отсутствие изнаночной стороны. Также техника известна вышиванием на белой ткани рисунка белой ниткой.

Особенности южан

Для южной части России характерно наличие геометрического орнамента на вышивке. В Воронежской, Тамбовской, Орловской, Курской, Пензенской области мастерицы вышивали белой строкой, крестами и др.

Особенно распространенными считаются: счетная гладь, цветная перевить. Ключевой элемент обеих вышивок — применение под основу наполовину прозрачной ткани.

Дополнительная информация! Наличие подобной вышивки на одежде было свидетельством высокого уровня доходов семьи.

Цветовые особенности областей:

  • для Рязани характерен орнамент синего цвета;
  • в Смоленских вышивках чаще встречается лимонный, оранжевый, красный, белый цвет на золотом фоне;
  • узоры Тулы, Калуги характеризуются красной, белой цветовой гаммой, в которую вкрапляются вставки синего, голубого, зеленого, желтого цвета;
  • для Калининграда характерно использование малинового фона с рисунком из алого, белого, зеленого, золотого цвета нитки.

Северные традиции

В Карельской АССР, Вологде, Архангельске, Ленинграде особенно популярны техника гладь, применение косых стежков, а также росписи.

Техника вышивки полными крестами применялась в украшении оберегов.

Полукрест — вид окантовки, основа популярного типа росписи. Использование мелких стежков ярких цветов для создания ярких узоров. После создания окантовки внутреннее пространство заполняется различными типами декоративных швов.

Белая строчка на изделии смотрится изысканно, привлекательно. В основе лежит применение разреженной, слегка просвечивающей ткани. Наличие плотного белоснежного сюжета на вещи показывало статус, высокий уровень дохода семьи.

Рисунки для вышивки по цветной перевити

Эта вышивка отличается насыщенными цветами ниток. Ее выполняют по мелкой сетке как самостоятельную или в сочетании с другими техниками.

Орнамент № 1

Этот узор с полотенца конца XIX в. из Новоторжского уезда выполнен по мелкой сетке. Часть рисунка вышита настилом, а промежутки — цветной перевитью.

Фрагмент орнамента

  1. Наметьте границы рисунка, выдернув по две нити по его краям.
  2. Выполните несколько рядов штопального шва по контуру рисунка.
  3. Выполните держку мелкой сетки, удаляя по две-три нити основы. В нашем случае две.
  4. Выполните орнамент настилом мягкой хлопчатобумажной ниткой.
  5. В промежутках между частями настила выполните шов «цветная перевить», используя нитки разных цветов.

Орнамент № 2

Этот орнамент с оплечья женской рубахи из Олонецкого уезда сочетает в себе сразу несколько техник: роспись, счетная гладь, цветная перевить.

Фрагмент орнамента

  1. Наметьте границы рисунка.
  2. Выполните ряды косого гладьевого шва по краям орнамента.
  3. Выполните шов «роспись» согласно схеме.
  4. Выполните контуры рисунка для глади двусторонним швом.
  5. Выполните рисунок гладью, чередуя цвета по схеме.
  6. Аккуратно подрежьте нити основы между швами «роспись» согласно схеме.
  7. Выполните держку мелкой сетки.
  8. Выполните шов «цветная перевить» по сетке.

Промыслы. Разделки для строчки

Некоторые виды строчки получили название по местам, где зародились народные промыслы, сохранившиеся до наших дней. Каждому из них свойственны устойчивые приемы вышивки. Разделки — различные швы, которыми принято заполнять пространство внутри ячеек сетки. Их существует великое множество, мы рассмотрим несколько образцов.

Пошаговое обучение вышивке крестом

Первым делом, нужно подготовить свое рабочее место. Проследите за тем, чтобы вам было комфортно вышивать. Самое хорошее место для рукоделия – это мягкое, удобное кресло. Также вам следует позаботиться об освещении, так как ваши глаза могут быстро устать при недостаточном освещении. Для таких случаев используйте настольную лампу, которая и будет вашей палочкой-выручалочкой вечером, ночью и днем, при плохом естественном освещении. Разложите все материалы и инструменты так, как вам удобно, а схему лучше положить на самое видное и освещаемое место.

Работа с тканью – это следующий этап в начале вышивания. Не бойтесь, от вас потребуется всего четыре шага — и можно приступать к основной работе.

  1. Отмерьте и отрежьте столько ткани, сколько вам понадобится для вышивания, как говорится, «с запасом». Для этого оставьте примерно 7 — 10 см припусков с каждой стороны, чтобы натянуть полотно на пяльцы.
  2. Затем обработайте края, чтобы они не топорщились и не распускались. Можно использовать прозрачный лак или специальный клей.
  3. Посчитайте количество крестиков на схеме и на вашем полотне.
  4. Время размечать вашу основу перед вышивкой. Отмерьте квадраты размером 10×10 мм (используйте крестики на ткани как единицы измерения. 10 крестиков с каждой стороны квадрата – это и есть 10×10 мм). Расчерчиваем разметку смываемым маркером или мылом.

Видео как размечать канву:

Затем следует определиться, каким методом вы будете вышивать. Выбирайте из следующих:

  • Традиционный (вышивание крестом) – вышиваете один крестик за другим по отдельности. Следите за тем, чтобы рабочая длина нити составляла 25-30 см, максимум 50, если рисунок довольно крупный. Сделайте два стежка — и крестик готов. Для этого ведите иголку из верхнего правого в нижний левый угол клетки. Второй стежок идет из левого верхнего угла в правый нижний.
  • Датский способ вышивания – сначала вы закрываете ряд только первыми стежками (справа сверху и налево вниз или наоборот), а потом возвращаетесь, закрывая остальные половинки крестов.
  • Способ пропуска стежков – его используют, когда нужно пропустить несколько клеток на ткани. Для этого нить проходит крестом по изнаночной стороне ткани.
  • Простая диагональ – делайте стежки по диагонали. Сперва нужно двигаться сверху вниз, а потом снизу вверх.

Видео как начать вышивать:

Теперь давайте разберемся со схемой. Она показывает нужное количество крестиков и их расположение на разметке ткани. К слову, схемы бывают и цветные, и черно-белые. С цветными проще работать, так как вы сразу видите нужный цвет, но если цветовая гамма рисунка разнообразна, то многие ячейки будут выделены символами или номерами, соответствующими какому-то цвету в расшифровке.

Внимательно ознакомьтесь с ключ-расшифровкой именно вашей схемы и особенно обратите внимание на пустые клетки, которые чаще всего не заполняются ничем. Работать со схемой довольно просто, ведь все нужные данные там прописаны

Схемы для вышивки и вязания

Сегодня в розничных точках продаж, лавках или на просторах необъятного интернета можно найти готовый декор, а также самые разные схемы для вышивки или вязания, чтобы своими руками создать декор чего-либо. О том как сделать вышиванку своими руками,можно прочитать

Для выполнения вышивки понадобится ткань для вышивки крестиком, нитки нужного цвета, пяльца. Прежде чем приступить к работе, следует определить количество клеток в ширину и длину, отметить их карандашом и подготовить канву. Для удобства можно разметить через каждые 10 клеток. Далее натягивается канва на пяльца и приступаем к вышивке.

Схема для вышивания монохромного сердца

Перед вышивкой выполняется разметка на ткани
1
0х10 для удобства. Вышивка выполняется в две нити сверху вниз. Нельзя оставлять узлы, края нити закрываются стежками (крестами). Нить закрепляется на лицевой стороне, стежки могут быть вертикальными или горизонтальными. Схема следующая: сначала выполняется нужное количество диагональных стежков в одну сторону, а затем аналогично двигаемся в обратном направлении

Важно следить за аккуратностью на изнаночной стороне, ведь ткань тонкая, а неровности и огрехи могут просвечиваться.

Подушка, декорированная монохромной вышивкой в форме сердца

Норвежский этнический
жаккард
. Такие мотивы в этно стиле вязания являются базовыми.

Схема норвежской снежинки

Ленивый жаккардовый узор выполняется спицами. При вязании одного ряда используются нитки двух и более цветов. Узор в скандинавском этно стиле вывязывается гладью, используя счетные схемы, которые иллюстрируют изнаночную и лицевую сторону. Лицевой ряд считается справа налево, изнаночный — слева направо. При вязании используется основная и дополнительная нить, поэтому все петли не стягиваются протяжками.

На основе «ленивого жаккарда» можно создавать интересные вещи в этническом скандинавском стиле.

Сегодня можно найти самые разные схемы для вязания или вышивки в этно стиле. Такой национальный орнамент, геометричные узоры или цветочные мотивы смогут украсить любой предмет гардероба или текстильный аксессуар в интерьере. Аутентичные этнические мотивы всегда вне модных тенденций. Это классика и креатив в одном флаконе, самобытность и дань уважения народной культуре.

Жаккард без протяжек

Вышивка крестом

Вышивать крестиком можно не только разнообразные картинки. Вышитые орнаменты разных народов и различные узоры поражают своей красотой. Вышивка крестом узоров и орнаментов – схему может иметь различного размера. Бывают как маленькие изображения, так и большие.

Вышивку крестом узоров и орнаментов на различную тематику можно встретить на предметах обихода и одежде. Узоры могут быть весьма разнообразными: различные цветы, фрукты, ягоды, насекомые, травы, нет предела фантазии.

Расположенная по краю вышивка называется бордюром, она может быть:

  • Монохромной – выполняется в одной цветовой гамме;
  • Многоцветной – имеет сочетания различных цветов;
  • Узкой;
  • Широкой;
  • Средней.

В качестве узоров могут служить даже разнообразные фигуры. Орнаменты для вышивки крестом имеют скрытое значение, указывают на народную принадлежность. Русские орнаменты состоят из геометрических фигур и прямых полос по краю материи или сочетают различные узоры.

Цвета в орнаменте имеют свой смысл:

  • Символом земли считается чёрный цвет;
  • Цвет чистоты – белый;
  • Символом любви является красный;
  • Синий – это цвет здоровья;
  • Желтый цвет является символом богатства;
  • Цвет возрождения – зелёный.

По внешнему виду славянских женщин можно было узнать является ли она замужней, какой достаток в её семье, в какой местности она проживает. Некоторые орнаменты можно встретить на выставках национальных костюмов.

Орнаменты крестиком: цветочные и растительные узоры

Для оформления полотенца или вышивки на одежде, рекомендуется использовать ажурную кайму. Специалисты призывают использовать орнамент. Он может выступать в качестве основного рисунка, или грамотно дополнять общую картину.

Наибольшей популярностью пользуются узоры:

Цветочный рисунок может быть выполнен в монохромной и цветочной технике. Все зависит от предназначения рушника или полотенца. Чем больше оттенков, тем сложнее работа. Приступать к серьезным рисункам рекомендуется при наличии опыта.

От количества цветов и сложности схемы зависит выбор основы и толщина нитей. Простой орнамент приемлет использование обыкновенной ткани. Сложный рисунок хорошо смотрится на мелкой канве, для этого используется двойная нить. Чаще рукодельницы отдают предпочтение техники полного креста. Вид вышивки зависит от сложности работы, поэтому нередко применяются и другие техники.

Вышитый растительный орнамент хорошо смотрится на рушниках и полотенцах. Народный узор пользуется широкой популярностью, в его основе лежат переплетенные венки, листья и ягоды. Расположить яркую ажурную ветвь можно на скатерти, салфетке или наволочки на подушку.

Растительный узор вышивается на канве. Нить рекомендуется использовать в три сложения. Для простых схем применяется полный крест, тяжелые работы выполняются с использованием соединительных швов.

Вышивка гладью рушники схемы

Вышивка гладью дает больше возможностей для проявления свободы творчества. Фактически, вышить можно любой рисунок, достаточно его просто перенести на ткань для вышивания.Для вышивания гладью необходимо несколько основных инструментов и материалов:

  • игла (должна быть с острым концом),
  • рамка (пяльцы),
  • нитки (подбираются к конкретной ткани),
  • ткань (гладкая или счетная).

Есть несколько направлений вышивки гладью:

  • русская гладь — стежки прокладываются либо горизонтально, либо вертикально, между стежками оставляют просвет приблизительно в две нитки, а на обратном пути эти пробелы заполняются,
  • художественная вышивка — здесь используется несколько разных цветов, чтобы сделать плавный переход от одного тона к другому, технология вышивки — косая гладь без настила,
  • атласная гладь — прокладывание тонких ниток, которые начинаются в середине следующего стежка, вплотную, без зазоров, друг к другу.

Основной техникой для вышивки является косая гладь. Для этой техники характерно, что стежки прокладываются плотно один ко второму по форме элемента. При этом узор получается с лицевой и изнаночной стороны. А чтобы не забыть, в каком направлении, под каким углом класть стежки, можно на ткани просто нарисовать направляющие линии.

Еще один секрет: чтобы получить выпуклые, объемные детали, используют два слоя стежков: первый слой может быть не слишком плотным, наверх этого шара накладывают следующий слой, где стежки прокладывают уже плотно.

Стирка готовой работы

Готовый рисунок рукодельнице необходимо по завершению вышивания постирать. Правда, перед этим любителям вышивания понадобится выполнить ряд других манипуляций, чтобы вышивка не пострадала. Изначально рекомендуется перевернуть изделие на тыльную сторону и рассмотреть каждый элемент, чтобы убедиться в отсутствии выступающих нитей. При их обнаружении производится удаление этих ниток, чтобы вышитая картина после стирки не потеряла изначальный вид.

Кроме того, нужно просмотреть каждый длинный ряд и с лицевой стороны. Остатки нитей разных цветов, а также других используемых материалов при этом удаляются. С этой целью рукодельницы используют специальную иглу или обычный пинцет, скотч или липкий ролик, способный быстро удалить незафиксированные элементы с изделия.

Тонкости стирки

Независимо от того, каким получился размер готовой вышитой картинки, к ее стирке подходят максимально ответственно. Правильно выполнить эти действия помогут следующие рекомендации:

  1. Большую роль играет при стирке готового изделия температура воды. Для цветных изделий показатель должен находиться в пределах тридцати градусов. При использовании более горячей жидкости вышивальщица не сможет сохранить изначальный оттенок всех деталей рисунка, он уже не будет выглядеть так же красиво, как изначально.
  2. Рукодельнице нужно убедиться в полном растворении порошка и только после этого погружать в мыльную воду изделие. Если состав получится неоднородным, на поверхности вышивки крестиком осядет моющее средство и рисунок покроется белыми разводами, устранить которые крайне сложно.
  3. Тереть и перекручивать с избыточной силой изделие нельзя. Все действия необходимо выполнять максимально аккуратно, как при стирке новых, деликатных тканей и дорогостоящих изделий.
  4. Перед выполнением основных манипуляций требуется подобрать подходящую емкость, где даже полотно большого размера не будет сминаться. Иначе оно попросту может оказаться испорченным.

От особенностей выполнения стирки готового рисунка во многом зависит внешний вид изделия и поэтому к данному процессу стоит подходить с особой ответственностью.

Нелишним будет также вспомнить, не были ли окрашены руки во время вышивания

Если они были чистыми, все в порядке, но в случае изменения их цвета стирать готовую вышитую картину следует крайне осторожно. Чтобы все шло по намеченному плану и никаких казусов не произошло, изначально необходимо закрепить краску на нитях, полив на изделие десятипроцентный раствор уксусной кислоты

Особенности быстрого удаления разметки

Немало рукодельниц прибегают к разметке каймы, но в итоге изделия смотрятся не очень привлекательно. Существует масса доступных методов устранения проблемы, среди которых особой популярностью пользуются следующие:

Если полотно обрабатывалось лейкопластырем, его следует снимать сразу после того, как вышьете рисунок и необходимо будет его постирать. Если этих манипуляций не произвести, пластырь начнет размокать при контакте с водой, и клеевая лента причинит существенный вред готовой вышитой картине. Если разметка представлена в виде смывающегося маркера, для ее удаления достаточно прополоснуть изделие в прохладной воде и таким образом предотвратить проникания пигмента в глубокие слои. Затем уже вышивальщице можно заниматься непосредственно стиркой самого полотна, не переживая за ухудшение состояния вышитой работы. Красящие пигменты, применяемые при выполнении разметки, имеют свойство плыть при контакте с водой и тем самым существенно портят внешний вид созданного рисунка при стирке готовой картины

Именно поэтому столь важно их удалять еще до погружения изделия в воду. Все перечисленные правила имеют большое значение и пренебрегать ими нельзя

Важные рекомендации позволяют избежать массы проблем и сохранить работу в изначальном виде

Все перечисленные правила имеют большое значение и пренебрегать ими нельзя. Важные рекомендации позволяют избежать массы проблем и сохранить работу в изначальном виде.

Схема для вышивки крестом: орнамент кельтских народов

Орнаменты кельтских народов являются древними символами. Различные переплетённые узоры соединяются в единую цепь, напоминают лабиринт. Орнаменты, несущие в себе смысл, обычно черно-белые, они являются оберегами, дающими добро, здоровье и силу духа. Тайны некоторых из них так и не разгаданы. Схему вышивки крестом орнамента можно скачать из интернета, выбрав бесплатные. Для открытия вышивок в формате ХСД нужна дополнительная специальная программа, можно посмотреть видеоурок, чтобы научится с ней работать.

Кельтские орнаменты различны:

  • Кельтский крест – дарует мудрость, спасает от тёмных сил;
  • Бабочка – символ жизни, перемен;
  • Сердце – соединяет союз любящих сердец;
  • Спирали – символ вечности, бесконечности;
  • Дерево жизни обозначает параллельную жизнь;
  • Трилистник – приносит удачу.

Вышитый крестом орнамент кельтских народов может стать отличным оберегом

Вышитый простой орнамент будет служить оберегом. Если необходимо сделать красивую картину, то можно подобрать схему 8х7 сантиметров с кельтским мотивом и вышить его в любой тематике. Узор расположить как отдельный символ на картине в чёрно-белом исполнении и совместить со схемой понравившегося изображения.

Свадебные рушники-обереги

Свадебный рушник – сакральный и очень серьезный подарок. Как правило обязательным атрибутом вышивки на свадебном рушнике является дерево рода. Но сделать его тоже не так-то просто – нужно владеть информацией. Какой для невесты?

  • Имеются младшие или старшие братья/сестры?
  • Тети и дяди по обеим линиям (и отца, и матери). Их возраст относительно возраста мамы и папы невесты;
  • Бабушки и дедушки: живы ли, умерли?

А для жениха вопросы – идентичные.

Давайте попробуем прочесть пример одного из таких рисунков:

Здесь показано древо рода невесты (или петелька). По вышивке видно, что мама ее – сирота. Об этом говорят ветки справа, направленные вниз, — бабушка и дедушка умерли. А вот с родителями отца все иначе – они живые. Отец – один в своей семье, ни братьев, ни сестер у него нет. Зато, старшая сестра есть у мамы – значит, у невесты имеется одна тетушка. Оба родителя невесты живы, у нее есть один старший брат.

Интересно, правда? Русский музыкальный и художественный критик В.В. Стасов еще век назад говорил, изучая вышивку, осознаешь, что народы старого света никогда не вышивали даром ни одной линии. Каждая полосочка вышивки имела свое значение. И вообще, это довольно непростой язык: Стасов называл его последовательной мелодией, основная причина которых не только радовать глаз, но затрагивать чувства. Обереги были бесценны и передавались из рода в род.

Интересные рушники вышивались в украинских семьях. Каждый орнамент в них также имел свой смысл. Усеянные разбросанные звезды на полотнище говорят о новых жизнях, которые появятся в образованной семье. А собранные в геометрический орнамент представляли структуру Вселенной. Мир уже кажется не хаотичным или беспорядочным, а гармоничным и счастливым.

        Особенное значение придавали макам в вышивке. Говорили, что этот цветок – символ защиты от всякого зла и для людей, и для домашнего скота. А еще верили, что поле после битвы обязательно надо засеять маками – нежный и трепетный цветок несет в себе вечную память. Девушки, в семье которых был погибший воин, с умом и любовью вышивали красные маки на сорочках. Голову украшали венками из семи маков, присягая этим сберечь и продолжить свой род.

Птицы – еще один святой символ на свадебном рушнике. Птицы – это символы человеческих душ на родственных рушниках. Также на них вышивали раскидистое дерево жизни – философское понимание прошлого, настоящего и будущего. А птиц располагали у корня, на середине ствола и с обоих сторон дерева на ветках. Такая вышивка свидетельствовала о прочности и неистребимости рода.

Славянская обережная вышивка – это целый мир, сказка и приключение. Да, пожалуй, еще и произведение искусства. Может, на первый взгляд, за это рукоделие страшновато браться – и сложно, и долго. Но попробовать хотя бы один раз все-таки стоит. Ведь такие работы не только будут украшением вашего дома, но и реликтовой ценностью для всей семьи.

Символика

Дерево считалось главой русской вышивки и важным элементом узора. Это символ познания и модель мира. Оно олицетворяло мироздание: корни уходили в подземное царство, ствол означал существование на земле, а крона соответствовала небу и божествам. Поэтому дерево считалось первым символом связи с природой.

Животные. Со временем люди начали охотиться. В русской вышивке появляются изображения оленей. Знак удачного брака и обильной жизни. Когда две головы животного сведены вместе, такая вышивка обозначает небо, второе значение— мать и дочь, как порождающие живое в мире.

Так возник очередной символ рожаницы, как знак женского божества и плодородия.

Женщина. Вообще изображение женских фигур в старинных русских узорах встречалось очень часто. Оно использовалось, чтобы привлечь хороший урожай, защитить и размножить стадо домашних животных.

Русская народная вышивка женского божества Макоши тесно связана с обрядом встречи весны.

Всадники, лошади. Кони или конники наделяются божественной силой и являются знаком неба и солнца (иногда встречаются в виде колеса, что абсолютно равнозначное понятие). Они означают тепло, зимнее и летнее равноденствие. Среди всех всадников выделялся солнечный бог Даждьбог, который посылает народу солнечный свет, привлекает плодородный год.

Птицы. Распространено в русских народных мотивах изображение птиц (самым популярным является петух). Оно могло обозначать:

  • пробуждение природы и земли, как петух по утрам будит окружающий мир,
  • для отличного урожая вышивались на рушниках или кухонных предметах,
  • на полотенцах птица изображалась для почтения усопших, как символ души,
  • женщины использовали русскую вышивку двух птиц на своей одежде для счастливого брака.

Вы могли видеть орнаменты из птиц, следующих друг за другом или повернутых головами попарно. В композициях их шили в сочетании с деревьями или кустами, рядом с женским образом.

Растения. Вообще растительная тема в русской народной вышивке занимала особое место. Деревья являлись объектом поклонения для всадников, птиц, их изображали внутри часовен. В 18 веке распространяется вышивка алых роз, как вечное возрождение. Особенно запоминаются вышитые цветы и растения в стиле хохломы или гжели, на павлоградских платках.

Хмель на одежде молодых людей изображается, когда они готовы вступить в брак. Иное значение— молодость.

Русская вышивка калины встречается на рушниках и сорочках. Она означает бессмертие рода и крепкие кровные узы.

Лилией обозначали девичью невинность, а виноград— символ семьи и единства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Хозяйка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: