Обряды в Михайлов день
Михайлов день, также известный как день Михаила Архангела, празднуется ежегодно 21 ноября по юлианскому календарю (8 ноября по григорианскому календарю). Этот праздник является важным событием в православной и католической традиции, особенно в странах Восточной Европы. Обряды и традиции, связанные с этим днем, имеют глубокие корни и символизируют благодарность Богу за его защиту и покровительство.
В Михайлов день люди традиционно посещают церковь, где проводят богослужения и молитвы. Верующие приходят на службу со свечами и цветами, чтобы выразить свою благодарность и преданность Богу. После службы прихожане могут поставить свечи у иконы Михаила Архангела.
Обряды, связанные с Михайловым днем, включают в себя также и праздничные угощения. Хозяйки готовят специальные блюда, такие как кутя, узвар, голубцы, пироги и блины. Эти блюда символизируют плодородие, изобилие и возрождение. Также принято подавать к столу мед, который является символом мудрости и здоровья.
В некоторых регионах на Михайлов день проводят обряд “закликания мороза”. Девушки и женщины собираются на улице и кричат: “Мороз, мороз! Иди к нам на двор!”, чтобы погода стала теплее и урожай был хорошим.
Особое внимание уделяется и уборке дома. Накануне праздника хозяйки проводят генеральную уборку, выбрасывают старые вещи и готовят дом к празднику
Традиции
Поскольку на Руси в этот день часто случалась оттепель и дороги оттаивали, день иногда называли Михайловскими грязями. Люди говорили: «Если Михайло путь порушил, не жди его до зимнего Николы (19 декабря)». Однако, не меньшей редкостью были и михайловские морозы, о которых отзывались иначе: «Михайло мосты мостит». По погоде 21 ноября судили о предстоящей зиме. Если наблюдали в этот день иней — нужно было ждать больших снегов. Если Михайлов день начинался с тумана — готовились к оттепели.
В деревнях в эти дни начинались михайловские праздники, знаменующие окончание всех летних и осенних сельских работ. Кроме того, к этому времени крестьяне получали выручку за проданные товары, а работникам выплачивались заработанные ими деньги. Хозяйки накрывали столы, готовили вкусные блюда — начинались пиры и гуляния. В этот день считалось не зазорным и побывать в гостях и самому гостей принять. Угощались на Михайлу обычно домашним пивом, пирогами из свежей муки, медом, жареным мясом. Празднования часто затягивались на целую неделю — до строгого Филипповского поста.
Кстати, несмотря на искреннее почитание и уважение архангела Михаила, среди русского народа долгое время сохранялся обычай в этот день еще и батюшку Дворового ублажать и задабривать. Иначе мог он обидеться и к своему давнему приятелю Лешему в лес податься, а его место тут же нечистый занимал, в два счета пуская хозяйское добро по ветру. Поэтому, рано утром до восхода солнца, когда еще вся деревня спала, выносили хозяйки к дверям хлева большую чашу с пивным суслом и, ставя ее у порога, приговаривали: «Суседушка Дворовой! Не ходи со двора, не губи скотину! Не кажи лукавому пути-дороги!»
Традиции и обычаи
Среди них было немало языческих: например, сербы убирали двор и сжигали мусор (при этом все домашние трижды прыгали через костер). А вот на Руси пели особые песни, «закликающие» весну, «веснянки».
Жаворонки
Это, пожалуй, самый известный обычай дня – изначально к мученикам отношения не имевший. У него, как и у других, происхождение – языческое. Испеченные из теста фигурки жаворонков имели то же значение, что «веснянки», то есть привлекали птиц и весну.
Но христиане смогли переосмыслить жаворонков и другим образом: замечая, как птица то взлетает к самому солнцу, то как бы камнем падает вниз, они соотнесли ее с человеческой душой, то возлетающей к Богу, то падающей к земле, смиряясь пред величием Создателя.
Битва: Архангел Михаил против Денницы
Иезекииль, бывший одним из главных ветхозаветных пророков, писал о Враге рода человеческого так:
«Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. … Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией. … Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего…»
(Иезек. 28:12-19)
Герб Архангельской губернии, утверждённый 5 июля 1878 года: «В золотом щите, Святой Архистратиг Михаил, в лазуревом вооружении, с червлёным пламенеющим мечом и с лазуревым щитом, украшенным золотым крестом, попирающий чёрного лежащего дьявола.
Денница был самым красивым из всех Ангелов. Имя его означало «несущий свет», и был он воплощением этого самого света. Но первые создания Божии не были безвольными рабами, Он даровал им свободу выбора.
Мятежный ангел был херувимом, а это один из самых высоких чинов. Херувимы приближены к Богу. И все-таки они не обладают божественным совершенством. И вот Денница ступил на темный путь:
Тщеславие и гордыня заставили его пойти против Бога. Многих ангелов Денница совратил искусительными речами, и они последовали за ним. Они вознамерились свергнуть Создателя и занять Его место.
Но Архистратиг Михаил выступил против темного воинства. Он собрал армию Ангелов, оставшихся верными Богу, и обратился к ним с призывом: «Никто как Бог!», утвердив, тем самым, что никто не может быть выше Господа. В тяжкой борьбе воинство Архангела Михаила одержало верх. А мятежников сбросили с Небес в Ад, где и пребывают они по сей день.
Предводителя Воинов Господних изображают с огненным мечом. И почитают его, как победителя всех ересей. Поэтому символично, что праздник во славу его и всех Ангелов установили именно в день разгрома опасной ереси.
Чудеса, связанные с именем архангела Михаила
Чудо в Хонех
Однажды святой Михаил явился богатому, но несчастному греку и рассказал, что надобно сделать, чтобы его немая дочь заговорила. Тот, как и было велено, отвёл её к чудотворному источнику имени архистратига. Дочь выздоровела, и счастливый отец в знак благодарности крестился и пожертвовал деньги на строительство храма, посвящённого небесному вестнику.
Иконография: Чудо архангела Михаила в Хонех Датировки: XVII в. Иконописная школа или художественный центр: Ярославская школа Материал: Дерево, левкас, темпераРазмеры иконы: высота 102 см, ширина 94 см Архангел Михаил спасает от разрушения посвященную ему церковь в Хонех, закрывая водам доступ в церковь. Перед храмом стоит молящийся Архипп Херотопский. И-893. Ярославский художественный музей. Литература: Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. М., 2009. Т. 2. Кат. № 110.
В IV в. нечестивцы города Колоссы, известного также как Хоны, направили на эту церковь воду двух горных рек. Живущий при святыне блаженный Архипп вознёс мольбу Небесному воеводе, а тот сразу перенёсся на место происшествия и пробил копьём в горах расселину. Поток устремился в неё, и беда миновала.
И храм остался невредим! И язычники в страхе бежали..
А место, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина». 19 сентября — дата памяти Хонехского чуда.
Чудо в итальянском Сипонте
Явлением Михаила знаменит античный город Сипонт (он находился неподалёку от современного итальянского города Манфредония). Его жителей собирались истребить неаполитанцы, и местный епископ начал молиться о спасении. Тогда к нему явился Небесный вождь и пообещал помочь. На следующий день он прогнал неприятеля небывалой грозой. Оставшиеся в живых признали силу Бога и стали христианами.
Архистратиг МихаилБоровиковский Владимир Лукич1793–1794 гг.Медь, масло.210 × 90 смКраеведческий музей, Могилев, Белоруссия
Сипонтцы собирались построить церковь в честь спасшего их ангела, а он во время повторного явления сообщил священнику о существовании в пещере уже готового храма.
Чудо на Афоне
На Афоне архангел спас от гибели юного пастуха. Юноша нашёл на острове языческое золото, но сам его достать не сумел и тогда обратился за помощью к монахам. Однако двое их них оказались корыстными, они повесили жернов, под которым лежал клад, пастуху на шею и скинули его в пучину.
Архангел Михаил спас его: перенёс из морской воды в монастырь Дохиар. Игумен прославил Бога за чудо и обличил душегубов, а золото с дозволения юноши потратил на украшение и достройку церкви. Пастух же принял постриг и со временем сам стал игуменом.
Чудо на Руси
В жизнеописаниях святых встречается множество чудесных деяний, среди них есть и сотворённые предводителем ангелов на Руси:
- исцеление от заболевания сердца петербургского священнослужителя Иоанна Беляева — в награду за его заботу о ближних;
- спасение 3-хлетнего сына стрелочника, когда малыш выбежал навстречу паровозу (произошло это в конце XIX в. в Москве);
- когда Батый направил войска в сторону Новгорода, святой Михаил явился ему, и хан отказался от своих намерений (позже он узнал архангела на киевской фреске);
Отдельные богословы приписывают Мечу Господа Михаилу чудо огненного столпа во время исхода евреев из Египта и утопление колесниц фараона в водах Красного моря.
«Явление Михаила Исусу Наввину», миниатюра из «Менологий Василия II»
Глава воинства небесного
Михаил — первый из 7 архангелов. На арамейском его имя означает «кто как Бог», «подобный Богу». Среди христиан издревле принято считать, что молитва Архангелу Михаилу — очень сильная защита от всякого зла. Его визиты к людям обычно предваряют демонстрацию божественной силы— чуда. Вот как он сам представился Иисусу Навину:
Из этих слов видно, что Михаил помогал израильтянам вести войны с хананеями. Так, в книге Судей сказано, что еврейское войско легко взяло Иерихон после того, как стены города рухнули. Очевидно, что это случилось благодаря вмешательству ангелов.
Интересный фактВ начале 20 века археологи Карл Ватцингер и Эрнст Зеллин выяснили, что стены Иерихона были двойными. Внешняя стена упала наружу, а вторая — внутрь. Это полностью подтверждает сообщение Библии.
В другом случае, когда израильтяне воевали против пяти аморрейских царей, ангелы помогали им каменным градом, обрушившимся с небес на головы их врагов. Несомненно, этим руководил Михаил.
Архистратигом, то есть страшим воином, Михаил стал в тот момент, когда повёл ангельское войско на павших собратьев, избравших демоническую стезю. А затем он низверг Люцифера и сделает это вновь:
«И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною».
(Откр. 12: 7-9)
Книга Даниила говорит о том, что главный Ангел Михаил помогает другим ангелам в их противостоянии демонам:
Это один из самых интересных отрывков Писания, в которых содержится информация о деятельности ангелов. Здесь сказано, что ангелы прекрасно знают, о чём мы молимся Богу. И они ведут сражения с противостоящими им силами на земле.
Архангел Михаил. Антропов Алексей Петрович, Вишняков Иван Яковлевич, Бельский Иван ИвановичШкола или худ. центр: Санкт-Петербург1748–1751 гг.Дерево, масло. 131 × 62 см
Противоборство сил света и тьмы продолжается до сих пор. В небесных чертогах Михаил отвечает за то, чтобы туда не проникли демоны, он не приемлет зло ни в каком его проявлении.
На иконах архангел предстаёт вооружённым воином. К навершию его копья прикреплены белоснежная хоругвь (символ непорочности и верности Творцу) и крест (в знак победы Христа над сатаной). Также часто он держит стальной или пламенный меч, стоя на поверженном дьяволе.
Традиции южных славян
У южных славян основную направленность этого праздника определило поверье, согласно которому св. Михаил был одним из шести братьев-юнаков, разделивших между собой небо, землю и весь мир. Михаилу выпало управлять мертвыми душами.
Поэтому день его памяти праздновали «для лёгкой смерти» (болг. заради умирачката). В Сербии перед его иконой оставляли дары, чтобы избежать болезней и тяжелой смерти.
Считалось, что если св. Михаил встанет у изголовья умирающего, то тот выздоровеет, если у ног — умрёт (серб., болг.). Однако если святой стоит у изголовья, но в правой руке у него меч, а в левой — яблоко, смерть неизбежна (серб.).
Пятница перед Михайловым днем, по одному из народных верований, входит в число «двунадесятых». А 22 ноября празднуют Матренин день >>>
Михайлов день: история праздника
Михайлов день: история праздникаТрадиции и обряды в Михайлов деньПриметыАрхангел Михаил: чудесаКак призвать Архангела МихаилаАрхангел Михаил: молитва о помощиМихайлов день: что нельзя делать
В начале IV века Церковь установила празднование в честь небесных сил – существ духовного мира, не имеющих плоти, которые являются вестниками и исполнителями воли Божией. Их предводитель – Архистратиг Михаил.
Дата празднования – 21 ноября (8 ноября по старому стилю) – выбрана не случайно. В былые времена новый год начинался в марте, и ноябрь был девятым по счету месяцем. А каждый месяц года соответствовал одному из девяти ангельских чинов. Восьмое число месяца символизирует Собор всех небесных сил, который должен состояться в день Страшного Суда. Страшный Суд церковные служители называли «днем восьмым».
Согласно учениям Церкви, ангельские силы подразделяются на девять чинов, объединенных в три разряда. Это херувимы, серафимы, силы, господства, власти, начала, ангелы и архангелы. Нашим предкам, да и современникам более всего известны херувимы, серафимы, архангелы и ангелы.
Ангелы – несметное «воинство небесное», посредники между Господом и всеми обитателями мира, сотворенного Им. К каждому человеку со времени нахождения его в материнской утробе приставлен свой ангел-хранитель.
Серафимы (в переводе с еврейского языка «пламенеющие, огненные») ‒ самые приближенные к Господу. Обычно их изображают с шестью крылами.
Херувимы (евр., «стражи») охраняют священные предметы. На Руси с херувимами связалось представление об «ангельском пении» во время церковной службы, когда церковный хор подобен ангельскому хору.
Архангел – «высший ангел», начальствующий над другими небесными чинами. Из семи архангелов самыми почитаемыми у верующих людей стали Гавриил и Михаил. Последнего ещё называют Архистратигом, т.е. вождем небесных сил. Он возглавляет все ангельские чины.
Архангела Михаила считают воителем, защитником света и добра. С ним связывается представление о страшном суде. Именно Михаил должен возвестить «трубным гласом» о наступлении этого дня и выступить в роли грозного судьи.
Архангел Михаил на фресках и иконах часто изображается в ратном облачении ярко-красного цвета, с широко распростертыми за спиной крыльями и с грозным выражением лица; в правой руке он держит пламенный меч с крестом или копьё, а в левой – финиковую ветвь, ногами он попирает дьявола.
Воины считали Архистратига своим покровителем, который укрепляет боевой дух и помогает в сражении.
К архангелу Михаилу люди обращались в надежде найти защиту от врагов, злых начальников, несправедливых судей и т.п. Ещё к нему обращаются с молитвами об исцелении различных заболеваний. Это связано с тем, что Архистратига считают победителем злых духов, которые являются источниками болезней. Именем святого Михаила часто называют целебные источники.
По церковным преданиям, архангел Михаил участвовал во многих ветхозаветных событиях. Он является главным воином в битве добра и зла, который смог победить сатану.
В народе верили, если гремит гром, то архангел Михаил борется с чертями – куда бы они ни спрятались, его стрела их везде найдет. Ещё его прозвали защитником душ умерших. Он помогает им перенестись на небо из мира живых, потому что именно он перенес на небо души Богородицы и Авраама. Вооружившись мечом, он охраняет райские врата.
Что нельзя делать в этот день, а что можно
В последние же десятилетия начали «возрождаться» уже обычаи, которых не знали наши предки, скорее – восходящие к еретикам первых веков Церкви, которые использовали имена Архангелов и Ангелов при разного рода магических ритуалах, гаданиях.
Пара савременных ну ООоОчень «мудрых гадательных советов»
Подобные «техники» сейчас можно легко найти в сети: от явно рассчитанных на легковерных людей «советов Архангела Михаила», которые можно получить щёлкнув курсором на его изображение, до гаданий с использованием карт Таро.
Все подобные практики противоречат христианству, делают человека подверженным анафеме, как пишут отцы Лаодикийского Собора. Кроме того, общеизвестно, что Архангел Михаил – обличитель нечестия, наказывающий вероотступников, чему немало примеров из истории. И, не имея страха Божия, кощуннику стоит хотя бы убояться страхом человеческим.
В этот день можно:
- поздравить христиан тезоименитых арх. Михаилу; чаще всего это мужчины, но есть и жены, носящие это имя – как правило, оно дается в иноческом пострижении;
- по возможности, посетить богослужение накануне и на сам день праздника; если такой возможности нет – хотя бы прочитать акафист арх. Михаилу и Небесным Силам дома;
- собрать гостей за праздничный стол;
- от сердца поблагодарить всех Ангелов за заступничество, покровительство – не только арх. Михаила, но и своего Хранителя, неустанно защищающегося от бед, молящегося о спасении.
Иконография: Михаил, архангел. XV века (1410-е). Московская иконописная школа. Рублев Андрей Происхождение: Чин мог входить в иконостас как княжеского Успенского, так и соседнего Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Материал: Дерево, темпера. Размеры: 158*108 см Поясное изображение архангела Михаила в трехчетвертном повороте. Плавные линии, изысканный колорит передают идеальный образ небесного покровителя и защитника рода человеческого, предстоящего Спасителю.Инв. № 12864. Москва, Государственная Третьяковская галерея
История праздника. В честь чего установлен
В православном мире архистратиг Михаил является так называемым военачальником небесных сил. Согласно богословскому учению, существует несколько ангельских чинов, а если быть точными, то их всего 9.
Само празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных назначено еще в 4 веке. И сделано это было на Поместном Лаодикийском Соборе. Предание гласит, что когда Денница, будучи одержимым своей сумасшедшей гордостью, посмел восстать против сил небесных и самого Бога, тогда святой Михаил встал на защиту неба и сил небесных, на защиту божьей славы. Он выступил перед ангелами со словами: «Никто как Бог!». Таким образом он показал, что лишь Всевышнего одного признает и никого иного. Денница имел преимущество и разные великие достоинства и борьба была сложной. Но в итоге небесные силы победили его и свергли с неба. С тех пор Михаил стал предводителем ангелов, заступником сил небесных.
Название праздника содержит в себе слово «Собор», что означает прославление всех сил небесных бесплотных.
Собор Архистратига Михаила или как в народе его еще называют Михайлов день стал одним из важных и почитаемых праздников, назначенных в честь ангелов.
Отметим, что самого Михаила на иконах подают очень воинственным, смелым, грозным. В руках у него всегда меч или копье, на голове сверкает шлем. Копье всегда в руках у архистратига, потому что падшие ангелы не дремлют и Михаил никогда не перестает защищать Бога, не перестает отбиваться от ангелов тьмы.
Известно, что архангел Михаил участвовал во многих очень важных и значимых библейских событиях. Например, во время исхода из Египта он указывал израильтянам дорогу. Днем он показывал дорогу с помощью облаков, а ночью с помощью огня. С архангелом Михаилом также связано множество различных чудесных явлений.
Вообще сама история празднования данного дня связана с одним преданием. Еще во времена апостольские существовало неправильное понимание ангелов и ложное учение. Так, в православном мире появились неверующие люди, которые поклонялись и верили ангелам, они считали, что мироздание принадлежит не Богу, а ангелам. Эти люди возводили ангелов в более высокий ранг, нежели Христа. Учение являлось очень даже опасным, что святым отцам пришлось назначить Лаодикийский Собор, на нем было принято беспрекословное прославление ангелов исключительно как божьих служителей и не иначе. Именно тогда решение праздновать собор архистратига Михаила и было принято. По старому стилю праздник данный назначен был на 8 ноября, по новому — 21 ноября.
Кстати, сам месяц ноябрь был также выбран не случайно. Ведь этот месяц является девятым после марта, который является первым после создания мира.
Как празднуют Михайлов день в Белоруссии
В Белоруссии архангела Михаила почитали как управителя природных стихий: грома и ветров. В Полесье в Михайлов день не рубили топором, не резали ножом, не ткали, чтобы Михаил не обиделся.
В Слуцком районе в этот день ожидали шквального ветра, который срывает стрехи — нижние свисающие края крыши. День называли «Міхаіл Страхадзёр».
В Полесье с этим днем связан один из календарных поминальных праздников — Михайловские деды (четверг, пятница, суббота перед Михайловым днем), для которых готовили кутью, канун, борщ, кисель и другие кушанья.
В народе считали, что все дети‑первенцы, рожденные «на Мiхала», в жизни будут здоровыми, «як мядзведзi», сумеют побеждать жизненные невзгоды и обязательно будут наделены «доўгiм i шчаслiвым векам». Объясняли это тем, что свадьбы их родители справили как раз во время «малой свадзебнiцы», на Масленицу.
В Свислочском районе Гродненской области Белоруссии считали, что на «Михайла Архайла» медведи идут в спячку.
Кое-где с этого дня начиналась куделица — время, когда женщины, девушки, девочки готовили кудель — очищенное от костры волокно льна или конопли, приготовленное для прядения.
О чем молятся мученикам Севастийским
Святые считаются покровителями:
- воинов;
- всех, кто гоним за веру.
Ну а русские крестьяне, так как память святых приходилась на весну, еще всегда молились им, чтобы поскорее пришло тепло, благоприятным было лето и хорошим – будущий урожай.
Узнайте также: Кто такой преподобный Иоанн Лествичник и кому нужна его лестница в Небеса сегодня
Молитвы дня: в храме и дома
Дома христиане молятся святым 40 мученикам Севастийским в сам праздник и накануне. И во всякий день.
Молитва:
- О, святи́и, сла́внии страстоте́рпцы Христо́вы, четы́редесяте, во гра́де Севасти́и Христа́ ра́ди му́жественно пострада́вшии, чрез о́гнь бо и во́ду проидо́сте и, я́ко дру́зи Христо́вы, в поко́й Небе́снаго Ца́рствия вше́дше, и́мате ве́лие дерзнове́ние ко пресвяте́й Тро́ице хода́тайствовати о ро́де христиа́нском, наипа́че же о почита́ющих святу́ю па́мять ва́шу и с ве́рою и любо́вию вас призыва́ющих. Испроси́те у Всеще́драго Бо́га проще́ние согреше́ний на́ших и жития́ на́шего исправле́ние, да, в покая́нии и нелицеме́рной любви́ друг, ко дру́гу пожи́вше, со дерзнове́нием предста́нем Стра́шному Суди́щу Христо́ву и ва́шим предста́тельством одесну́ю Пра́веднаго Судии́ предста́нем. Ей, уго́дницы Бо́жии, бу́дите нам защи́тницы от всех враг, ви́димых и неви́димых, да под кро́вом святы́х ва́ших моли́тв изба́вимся от всех бед, зол и напа́стей до после́дняго дне жи́зни на́шея и та́ко просла́вим вели́кое и достопоклоня́емое И́мя Вседе́тельныя Тро́ицы, Отца́, Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
- Перевод: Святые славные сорок страстотерпцев Христовых, мужественно пострадавшие за Христа в городе Севастии! Вы прошли через огонь и воду и как друзья Христа вошли в покой Небесного Царствия. Вы имеете великое дерзновение к Пресвятой Троице ходатайствовать о роде христианском, и прежде всего ‒ о тех, кто чествует вашу память и призывает вас с верой и любовью. Испросите у щедрейшего Бога прощение наших согрешений и исправление нашей жизни. Чтобы мы, проведя жизнь в покаянии и искренней любви друг к другу, с дерзновением пошли на Страшный Суд Христа и, благодаря вашему заступничеству, встали на нем по правую руку Праведного Судии. Божьи угодники! Будьте нам защитниками от всех врагов, видимых и невидимых, чтобы под покровом ваших святых молитв мы избавились от всех бед, несчастий и всякого зла до последнего дня нашей жизни, и прославили великое и достойное поклонения Имя Создавшей всё Троицы, Отца, Сына и Святого Духа, теперь и всегда и во веки веков. Аминь
Тропарь 40 мученикам Севастийским, глас 1
- Боле́зньми святы́х, и́миже о Тебе́ пострада́ша,/ умоле́н бу́ди, Го́споди,/ и вся на́ша боле́зни исцели́,// Человеколю́бче, мо́лимся.
- Перевод: Страданиями святых, которые они за Тебя претерпели, умилостивься, Господи, и все наши болезни исцели, Тебе, Человеколюбец, молимся.
Ин тропарь 40 мученикам Севастийским, глас 1
- Страстоте́рпцы всечестни́и,/ во́ини Христо́вы четы́редесяте,/ тве́рдии ору́жницы,/ сквозе́ бо огнь и во́ду проидо́сте/ и А́нгелом согра́ждане бы́сте,/ с ни́миже моли́теся Христу́ о и́же ве́рою хва́лящих вас./ Сла́ва Да́вшему вам кре́пость,/ слава Венча́вшему вас,// сла́ва Подава́ющему ва́ми всем исцеле́ния.
- Перевод: Мученики всеми почитаемые, сорок воинов Христовых, крепко (верою) вооруженных, сквозь огонь и воду вы прошли и стали согражданами ангелов, с ними же молитесь Христу обо всех, с верой прославляющих вас. Слава Давшему вам силу, слава Венчавшему вас, слава Подающему через вас всем исцеления.
Ин тропарь 40 мученикам Севастийским, глас 3
- Страстоте́рпцы Христо́вы четы́редесяте,/ во гра́де Севасти́йстем му́жественно пострада́вшии,/ чрез огнь и во́ду проше́дшии,/ в поко́й ве́чный вше́дшии,/ моли́теся о нас ко Го́споду/ да жизнь ми́рну сохрани́т// и ду́ши на́ша спасе́т, я́ко Человеколю́бец.
Перевод: Сорок мучеников Христовых, в городе Севастии мужественно пострадавшие, через огонь и воду прошедшие, в вечный покой вошедшие, молитесь о нас ко Господу, да сохранит жизнь в мире и души наши спасет, как Человеколюбец.
- Все во́инство ми́ра оста́вльше,/ на Небесе́х Влады́це прилепи́стеся,/ страстоте́рпцы Госпо́дни четы́редесять,/ сквозе́ огнь бо и во́ду проше́дше, блаже́ннии,/ досто́йно восприя́сте сла́ву с Небе́с// и венце́в мно́жество.
- Перевод: Все служение в воинстве земном оставив, на Небесах с Владыкой соединились, сорок страстотерпцев Господних, через огонь и воду прошедшие, блаженные, по достоинству получили вы славу с Небес и множество венцов.
Какой сегодня праздник 21 ноября 2018: отмечается православный праздник Михайлов день
Какой сегодня праздник 21 ноября 2018: отмечается православный праздник Михайлов деньИстория праздникаОбычаи и традиции на РусиМолитва Архистратигу МихаилуКакой сегодня праздник 21 ноября 2018: День бухгалтера в РоссииКакой сегодня праздник 21 ноября 2018: День работника налоговых органов Российской Федерации (День налоговика)Какой сегодня праздник 21 ноября 2018: Всемирный день телевиденияКакой сегодня праздник 21 ноября 2018: Всемирный день приветствийКто празднует именины 21 ноября 2018? Что произошло 21 ноября 2018 в истории?Кто родился 21 ноября 2018 из знаменитостей?
21 ноября – день памяти самого старейшего творения и создания – архангелов и ангелов, которые были сотворены совершенными и наделены великими дарами
Михаил считается самым главным среди Ангелов и Архангелов, сотворенных Господом Богом, а Собор – их соединением в единое целое.
Дата празднования события (8 ноября) была выбрана в IV веке на Соборе в городе Лаодикии. Ноябрь – это 9-ый месяц из 12 (исчисление раньше начиналось с марта). Данная цифра равняется количеству Ангельских чинов. Число 8 – это день, в который должны собраться все Небесные Силы на Страшный суд.
История праздника
В IV веке Лаодикийский Собор установил дату праздника Михайлов день, который отмечается и сегодня. Этот праздник не случайно выпадает на девятый календарный месяц – ноябрь. Ведь существует всего девять известных нам ангельских чинов:
Обычаи и традиции на Руси
Поскольку праздник выпадал как раз на то время, когда крестьяне успевали продать и получить выручку за свой урожай, в этот день было принято:ходить в гости;готовить угощения;принимать гостей и накрывать столы.
Вкусные блюда люди позволяли себе перед грядущим строгим постом. Но главным элементом празднования Михайлова дня, конечно, оставались церковные богослужения. Архистратигу Михаилу традиционно молились о:
защите от врагов;о спасении от власти греха;о борьбе с ересью;
о наставлении на путь истинный.
На иконах Архистратига Михаила изображают обычно с мечом. Это – символ победы над злыми силами, этот же меч отсекает от человеческой души пагубные страсти и соблазны. Ни один иконостас не обходится без образа Архистратига Михаила. Традиционно считается, что молитва в Михайлов день будет “сильной” и “действенной”, потому что роль Архистратига Михаила – это роль воина, победителя люцифера, но сила молитвы не зависит от положения святого или ангела в иерархии ангельских чинов, а измеряется лишь искренней верой в помощь от Господа. Также не стоит просить “победить” противника в споре и неприятеля лишь потому, что вы не пришли к согласию. Господь поможет праведнику, а не тому, кто лучше об этом попросил, поэтому самым лучшим было бы при возможности примириться с ближним.
Лучшая защита для человека в Михайлов день и в течение всего церковного года – постоянное посещение Литургии, участие в Таинствах и молитва.
Молитва Архистратигу Михаилу
«О Господи Боже Великий, Царю Безначальный, пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Твоему (имя) изъяти мя от враг моих видимых и невидимых! О Господень Архангел Михаиле, излей миро влагостыни на раба своего (имя). О Господень Михаиле Архангеле, демонов сокрушителю! Запрети всем врагам, борющимся со мною, сотвори их яко овцы и сокруши их, яко прах пред лицем ветра. О Господень великий Михаиле Архангеле, шестикрылатый первый княже и воеводе невесных сил, Херувим и Серафим! О Господень угодный Михаиле Архангеле! Буди ми помощь во всем: в обидах, в скорбях, в печалех, в пустынях, на распутиях, на реках и на морях тихое пристанище! Избави, Михаиле Архангеле, от всякия прелести диавольския, егда услышиши мя, грешнаго раба своего (имя), молящегося тебе и призывающего имя твое святое, ускори на помощь мою, и услыши молитву мою, о Великий Архангеле Михаиле! Поведи вся противящиеся мне силою честнаго животворящего креста Господня, молитвами Пресвятые Богородицы и Святых Апостол, и Святаго Николая Чудотворца, Святаго Андрея Юродивого и Святаго Пророка Божия Илии, и Святых великомученик Никиты и Евстафия, Преподобных Отец всех святителей и мученик и всех святых небесных сил. Аминь.
О, Великий Михаиле Архангеле, помоги мне грешному рабу твоему (имя), избави мя от труса, потопа, огня, меча и врага льстивого, от бури, от нашествия и от лукавого. Избави мя, раба твоего (имя), великий Архангеле Михаиле, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
Обычаи празднования
Праздник принято было начинать с посещения храма для богослужения. Традиция относится к основным. Но это не значит, что в другие дни посещать церковь не нужно. Священнослужители отправлялись в дома к тем, кто не мог присутствовать на литургии. В ответ их старались отблагодарить выпечкой, медом, иногда — монетой.
С наступлением дня также было принято:
- ходить в гости и самим приглашать гостей;
- накрывать сытный стол;
- выпекать пироги.
Иногда наступление Михайлова праздника отмечали на протяжении целой недели. Это опять же связывают с тем, что в скором времени наступал пост.
На Руси праздник считался самым сытным и веселым. К наступлению этого дня, все работы, связанные с полями, были закончены. Запас продуктов был отнесен в амбары, и люди могли отдохнуть.
Хозяйки к празднику готовили много вкусной еды для стола. Верили, что богатый праздничный стол сулит хороший урожай в следующем году. Чтобы в дом пришел достаток, финансовая независимость и хорошая жизнь в Михайлов день, люди начинали все запланированные дела. Старались приглашать много гостей, угощали мясными блюдами, включая холодец, изготовленный из говядины и свинины.
Обязательно к празднованию занимались варкой пива и его дегустацией. В хлев относили вкусные блюда, чтобы задобрить домового. Выражали ему благодарность за сохранение жилья и говорили хорошие слова.