Магия воробьиных ночей
Летние ночи
В ночь с 17 на 18 июня – магический период, когда принято проводить различные обряды. Так накануне ловят летучую мышь и закапывают ее в свежий муравейник, туда же кладут вещь человека, которого хотят приворожить. Считается, что как только муравьи съедят тело мыши, так человек сразу же влюбится и не сможет жить без той, которая приворожила. Для отворота применяли тело лягушки, представляя в ее образе соперницу. Кладут лягушку тоже в муравейник. С каждым днем, как будет постепенно исчезать лягушачье тело, так и исчерпают себя отношения влюбленных.
Ночь на 20 июня считается тоже волшебной, когда проводят различные обряды с использованием полыни. Ее срывают на рассвете и кладут под подушку, чтобы напиталась нужной энергией. Затем в полночь ее вынимают оттуда, заваривают и отваром поливают все тело, чувствуя, как проникает в каждую клеточку бодрость и красота. Ложатся спать, не вытираясь, тело должно само обсохнуть. Утром перекреститься на все четыре стороны и прочитать «Отче наш». После такого ритуала от мужчин отбоя не будет.
21 июня после полуночи – отличное время для поиска места для колодца. Берут для этого новую чугунную сковороду, на которую наговаривают такие слова: «Сковорода чиста, ничем не попачканная, так и пусть и найденная вода будет кристальна и благодатна. Здоровье принесет, все беды унесет»
. После этого сковороду переворачивают верх дном, а на утром смотря, если есть внутри ее капли воды, то тут и нужно копать колодец, если же сухая – необходимо искать другое место, проводя этот ритуал каждую ночь вплоть до 26 числа. Часто для поисков колодца выбирали людей, рожденных 21 июня, так как считалось, что они имеют природный дар чувствовать месторасположение подземных вод.
Если женщина долго не могла забеременеть, то она срывала на заре 22 июня букетик зверобоя, при этом на ней не должно быть одежды. Рвала его на мелкие кусочки, заворачивала в головной платок и клала его в постель во время зачатия. Очень скоро она узнавала о том, что беременна. Рожденные в этот день имеют большую силу – физическую и магическую.
23 июня из болот и лесов выходит вся нечисть, чтобы погнать к домам людей диких зверей и птиц, поэтому в эту ночь было принято спать с закрытыми окнами, иначе можно беду на себя накликать. Родившихся в этот день детей старались покрестить на следующие сутки, чтобы защитить от нечистой силы.
24 июня нельзя было собирать травы, потому что семь лет от них пользы не будет. Тот, кто родился в этот день, будет обладать развитой интуицией.
Собирали омелу и ясменник в ночь на 25 число, раскладывали их по дому – они могут уберечь от огня.
Осенние ночи
14 сентября принято хоронить насекомых в гробиках из моркови или репы. Их выносят во двор и хоронят в земле. Потом берут грязную тряпку и гонят из дома мух: «Мухи, летите, своих мух хороните, заодно все злое из дома прихватите».
Если найти в ночь с 14 на 15 сентября тело мертвого воробья, то можно провести такой обряд. Завернуть птицу в шелковую ткань и положить в емкость, куда налит свежий мед. Поставить ее возле иконы Иисуса Христа, приговаривая при этом такие слова: «Воробей в меду захоронен, станет он мне в обороне. А тебе, Иисус, прошу, помоги очистить его душу, а заодно и мою, чтобы отвести от меня всякую беду. Так тому быть, так тому бывать»
. Пусть эта чарка стоит три дня подряд, а потом ее закопать в лесу, где никто не ходит. Пока она там будет лежать, все неприятности и невзгоды пройдут стороной.
Рябиновая ночь как мистическое явление[править | править код]
На юге России и Украине осмысление рябиновой ночи происходило на основе народной этимологии, связывающей ночь с воробьями, откуда и наименование воробьиная. На Украине такой ночью считали ночь на 1 сентября (день Симеона Столпника), когда «чёрт меряет воробьёв». Они сбиваются в большие стаи в одно место, и там черти отмеряют их четвериками, подгребая к себе, и высыпают в пекло. Кто не вошёл в меру ― тех отпускают. Наказание такое воробьям за то, что они подносили гвозди, когда распинали Спасителя. За то же у них и лапки «связаны верёвочкой», потому-то воробьи и не ходят, а подскакивают. В Белоруссии рябиновая ночь считалась, с одной стороны, порой разгула всяческой нечисти, а с другой — временем, когда гром и молния убивают злых «чаровников» и нечистую силу. На протяжении всей рябиновой ночи небо сотрясает гром, сверкают молнии, льёт проливной дождь, дует страшный ветер, взвиваются вихри. Испуганные воробьи начинают судорожно взлетать, ударяясь о деревья и падая наземь. Согласно народным поверьям, в эту ночь из ада на свет выходили все злые силы, которые якобы справляли свой главный годовой праздник. По одним мнениям, в рябиновую ночь разная нечисть пугала крещёных людей, по другим — наоборот, все стихии природы объединялись, чтобы уничтожить нечистую силу, что расплодилась после Купалья за лето. Каждый убитый или покалеченный в эту ночь молнией считался чёрным колдуном. Чтобы молнии не сожгли дом или другие постройки, в рябиновую ночь вывешивали своеобразный оберег ― грязную пасхальную скатерть, в некоторых местах под крышу привязывали красные нитки. На Полесье верили, что от сильной бури в эту ночь рябчики разлетались по всему лесу и до самого токования жили по одному. Предполагалось, что гроза в рябиновую ночь нужна для дозревания ягод на рябине; если же ягода не поспела ― ждали дождливого конца лета и холодной осени.
Магическая работа в воробьиные ночи
Могущество рябиновой ночи объясняется разгулом стихии и высвобождением мощного потока энергии, за счет чего значительно усиливается действие чар. К тому же воробьиные ночи часто связываются с развитием рябины. Это дерево защищает людей от мертвой энергии, уберегает от кладбищенских порч и влияний, оказываемых через покойников.
Ягоды рябины, нанизанные на нить, в качестве талисмана носили девушки, чтобы привлечь любовь и обеспечить себе женское здоровье. Перед длительными путешествиями странники и священнослужители делали посохи из древесины, а мелкими ветками было принято украшать жилища. Считается, что рябина способствует общению с высшими силами и дарует предсказательные способности. Будет ошибкой не воспользоваться магией воробьиных ночей – они идеальны, чтобы:
- собирать травы;
- приносить подношения темным силам для установления с ними контакта (особенно подходит для этого ночь на Симеона Столпника);
- привлекать любовь;
- притягивать деньги и удачу;
- укреплять здоровье;
- насылать рассорки, остуды, отвороты, порчи.
Ориентироваться рекомендуется на состояние рябины. В период ее цветения отлично удается любовная магия: следует делать привороты и варить приворотные зелья из собранных трав. Когда рябина отцветет, можно приступать к целительству и наведению порч, а во время созревания ягод очень легко привлечь к себе всевозможные блага.
Рябиновые ветки, сорванные в воробьиную ночь, служат отличным очистительным инструментом. Достаточно разжечь из них костер и перепрыгнуть через пламя, чтобы избавиться от накопленного негатива. А одну веточку полезно держать около рун или карт: тогда предсказания, сделанные с их помощью, окажутся максимально точными и правдивыми.
Воробьиные ночи – интереснейшее явление, связанное с высвобождением природной энергии. И даже без проведения специального обряда можно напитаться царящей в мире силой: достаточно хотя бы на минуту открыть окно и бесстрашно выглянуть наружу.
Воробьиные, или рябиновые ночи – это ночи, когда небо грохочет от звуков грома, свирепствуют непрекращающиеся грозы и льет дождь, а также дует сильный ветер, срывающий все на своем пути. Считается, что в такие ночи погибает много воробьев, из-за чего эта ночь и получила такое название. К тому же воробьи имеют рябую окраску, что также объясняет этимологию этого слова.
Существует и вторая версия появления такого понятия, как воробьиные ночи. Когда Иисуса прятали от казни римлян, воробей привел их к нему, затем возвращал гвозди, унесенные ласточками от тех, кто проводил распятие, а также обманутым ласточками стражникам подсказал, что Иисус жив, поэтому они и ударили его в сердце. Высшие силы наказали этих птиц-предателей – они могут только прыгать и летать, а также несколько раз в год, когда ночью бушует стихия, воробьи, перепутав ночь с днем, улетают из своих гнездах, попадают под удары молний и сорванные ветром ветки, и погибают. Утром можно увидеть усеянную землю телами воробьев.
ОБРАЗ ВОРОБЬЯ В ПОЭЗИИ О. МАНДЕЛЬШТАМА 20-Х ГГ .: предварительные замечания
Статья представляет собой попытку интерпретации образа воробья в творчестве О. Мандельштама 20-х гг. Анализ стихотворения «Московский дождик» (1922 г.) показывает, что в нем выражение «воробьиный холодок» имеет лингвистическую мотивацию, потому что эпитет восходит к фразеологизму «воробьиная ночь», который во многом соответствует описываемой картине. В то же время образ птиц поддерживается отсылками к отдельным стихотворениям Н. Некрасова и М. Кузмина. Исследование других случаев употребления прилагательного «воробьиный» в творчестве Мандельштама изучаемого периода подтверждает склонность поэта к обыгрыванию языковых ассоциаций этого слова. В образе воробья сочетание бедности и беззаботности станет актуальным только в 30-х гг.
Воробей и рябина — символика мистической ночи
Воробей тесно связан с грозой. Погодные приметы утверждают, что предсказать непогоду можно по их беспокойному поведению. Он же считается нечистой птицей — воробьи приносили гвозди для распятия Иисуса Христа. Поэтому они не ходят, а прыгают — Бог связал ноги незримой веревкой в наказание. Нечистая сила может принимать вид воробья. Ведьма может вывести черта-помощника из его яйца.
Большинство примет о воробьях — плохие. Если он влетел в окно, ждите беды. Пролетел над головой — к неудаче. Свил гнездо на балконе — к тяжелой болезни или смерти. Принести воробья в дом — указать смерти дорогу.
Рябиновые ночи часто бывают во время цветения и созревания плодов одноименного дерева. Наши предки считали рябину грозовым деревом. По преданиям, она не сможет созреть без ночных гроз. Чем больше их — тем больше урожай волшебных ягод. Это дерево защищает от мертвой энергетики и неупокоенных духов. С его помощью можно снять порчу на смерть и другой негатив, наведенный через погост. Рябина помогает общаться с высшими силами и предсказывать будущее.
В славянских преданиях наравне с дубом относится к атрибутам бога грозы Перуна. В кроне рябины прячутся его молнии, но древесина служит людям как оберег от их попадания. У скандинавов рябина была одним из 12 священных деревьев. В мировых легендах она предстает деревом с сильным характером воина, защитника, светлого мага.
Символика волшебной грозовой ночи сочетает в себе два противоположных значения. Воробей олицетворяет злые силы, рябина — защиту от них. Это совпадает с оккультным значением грозы — борьба света и тьмы.
Смысл и суть праздника
Воробьиной ночью славяне издавна называли ночи с сильной грозой или яркими зарницами на горизонте. Возможно, ее первоначальное название — рябинная ночь, то есть, рябая или пестрая, как воробей. В украинском языке оно звучит так: «горобина ніч». Это прилагательное можно перевести на русский и как «воробьиная», и как «рябина». Первое упоминание определения встречается в летописи 11 века, описывающей битву между войсками Ярослава Мудрого и Мстислава Удалого.
Воробьиная ночь — время разгула нечистой силы. Черти и бесы отмечают свой праздник, ведьмы устраивают шабаш. Неофиты предлагают тьме подношения, устанавливают контакт с силами зла и получают знания о черной магии. Наблюдение за царящей за окном непогодой заряжает магической энергией и восполняет потраченные ресурсы мага. Духи стихий бесчинствуют. Дождь заливает улицы, ветер срывает крыши. Удары молний становятся причинами пожара, земля дрожит и уходит из-под ног.
В то же время поверья утверждают, что гроза бьет молниями чертей и ведьм. Здесь имеется связь с Перуном, празднование в честь которого с приходом христианства превратилось в Ильин день. Гроза олицетворяет борьбу бога-громовержца с нечистью, и Воробьиная ночь — отголоски его культа.
Магия воробьиных ночей
Летние ночи
В ночь с 17 на 18 июня – магический период, когда принято проводить различные обряды. Так накануне ловят летучую мышь и закапывают ее в свежий муравейник, туда же кладут вещь человека, которого хотят приворожить. Считается, что как только муравьи съедят тело мыши, так человек сразу же влюбится и не сможет жить без той, которая приворожила. Для отворота применяли тело лягушки, представляя в ее образе соперницу. Кладут лягушку тоже в муравейник. С каждым днем, как будет постепенно исчезать лягушачье тело, так и исчерпают себя отношения влюбленных.
Ночь на 20 июня считается тоже волшебной, когда проводят различные обряды с использованием полыни. Ее срывают на рассвете и кладут под подушку, чтобы напиталась нужной энергией. Затем в полночь ее вынимают оттуда, заваривают и отваром поливают все тело, чувствуя, как проникает в каждую клеточку бодрость и красота. Ложатся спать, не вытираясь, тело должно само обсохнуть. Утром перекреститься на все четыре стороны и прочитать «Отче наш». После такого ритуала от мужчин отбоя не будет.
21 июня после полуночи – отличное время для поиска места для колодца. Берут для этого новую чугунную сковороду, на которую наговаривают такие слова: «Сковорода чиста, ничем не попачканная, так и пусть и найденная вода будет кристальна и благодатна. Здоровье принесет, все беды унесет»
. После этого сковороду переворачивают верх дном, а на утром смотря, если есть внутри ее капли воды, то тут и нужно копать колодец, если же сухая – необходимо искать другое место, проводя этот ритуал каждую ночь вплоть до 26 числа. Часто для поисков колодца выбирали людей, рожденных 21 июня, так как считалось, что они имеют природный дар чувствовать месторасположение подземных вод.
Если женщина долго не могла забеременеть, то она срывала на заре 22 июня букетик зверобоя, при этом на ней не должно быть одежды. Рвала его на мелкие кусочки, заворачивала в головной платок и клала его в постель во время зачатия. Очень скоро она узнавала о том, что беременна. Рожденные в этот день имеют большую силу – физическую и магическую.
23 июня из болот и лесов выходит вся нечисть, чтобы погнать к домам людей диких зверей и птиц, поэтому в эту ночь было принято спать с закрытыми окнами, иначе можно беду на себя накликать. Родившихся в этот день детей старались покрестить на следующие сутки, чтобы защитить от нечистой силы.
24 июня нельзя было собирать травы, потому что семь лет от них пользы не будет. Тот, кто родился в этот день, будет обладать развитой интуицией.
Собирали омелу и ясменник в ночь на 25 число, раскладывали их по дому – они могут уберечь от огня.
Осенние ночи
14 сентября принято хоронить насекомых в гробиках из моркови или репы. Их выносят во двор и хоронят в земле. Потом берут грязную тряпку и гонят из дома мух: «Мухи, летите, своих мух хороните, заодно все злое из дома прихватите».
Если найти в ночь с 14 на 15 сентября тело мертвого воробья, то можно провести такой обряд. Завернуть птицу в шелковую ткань и положить в емкость, куда налит свежий мед. Поставить ее возле иконы Иисуса Христа, приговаривая при этом такие слова: «Воробей в меду захоронен, станет он мне в обороне. А тебе, Иисус, прошу, помоги очистить его душу, а заодно и мою, чтобы отвести от меня всякую беду. Так тому быть, так тому бывать»
. Пусть эта чарка стоит три дня подряд, а потом ее закопать в лесу, где никто не ходит. Пока она там будет лежать, все неприятности и невзгоды пройдут стороной.
Воробьиная ночь также известна как рябинная, или рябиновая. Ее основная характеристика — сильнейшая гроза и зарницы. Небо будто разверзается: от грохота закладывает уши, вода льется беспрестанно, вспышки света озаряют землю. Воробьи пугаются ливня, вылетают из своих убежищ, жалобно чирикают и сбиваются в небольшие стайки. Утром их находят мертвыми в огромных количествах: взволнованные и потерявшие ориентацию птицы ударяются о стены и деревья, разбиваясь насмерть.
Верят — в рябиновые ночи гуляет нечистая сила, беснуются духи стихий, а Дьявол меряет воробьев. Все птицы собираются в определенном месте, и злой дух сгребает их в огромную меру. Непоместившимся он позволяет жить и множиться дальше, тогда как остальных отправляет прямиком в ад на верную гибель. Согласно другому мнению, в рябинные ночи под ударами грома гибнут чаровники и нечисть. Страшная гроза представлялась результатом небесной битвы добра и зла.
Рябина и другие волшебные растения
Талисманы и другие магические инструменты из рябины, изготовленные этой ночью, будут иметь больше силы, чем обычно. В старину девушки носили бусы и ягод, чтобы сохранить красоту и здоровье, удачно выйти замуж и защититься от старости. Посохи из рябины популярны среди белых магов. Ветками украшали и окуривали дома, чтобы прогнать зло.
Хорошая примета — посадить рябину перед Воробьиной ночью.
Она убережет красоту и молодость, закроет доступ в дом нечисти. В старину считалось, что возле дома светлого мага должна расти рябина — источник энергии.
Собирать и высаживать в это время можно не только рябину. Любые травы будут иметь особую силу. Учитывайте их свойства. Полынь нужна для снятия порчи, любисток и душица — приворотные растения, березой можно вылечить тяжелую болезнь. Сбор трав во время ночной грозы — нелегкое дело, но их волшебные качества окупят ваши усилия.
После непогоды стоит отыскать дерево, в которое попала молния. Даже небольшая щепка от него будет хранить дом от погодных катаклизмов. Окуривание полынью
избавляет от негативной энергии. Если провести его в Рябиновую ночь, сила растения будет умножена на мощь легендарного природного катаклизма.
«Воробьиная ночь»
Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 .
Смотреть что такое ««Воробьиная ночь»» в других словарях:
Воробьиная ночь — (иноск.) темная, бурная съ сильной грозой (пугающей воробьевъ въ ихъ гнѣздахъ). Ср. Бываютъ страшныя ночи съ громомъ, молніей, дождемъ и вѣтромъ, которыя въ народѣ называются воробьиными. Одна точно такая же воробьиная ночь была и въ моей личной… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Воробьиная ночь — ВОРОБЕЙ, бья, м. Маленькая птичка с серо чёрным оперением. Домовой, полевой в. Слово не (что, как) в., вылетит Ч не поймаешь (посл.). Старый или стреляный в. (перен.: опытный, бывалый человек; разг. шутл.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов,… … Толковый словарь Ожегова
воробьиная ночь — сущ., кол во синонимов: 1 • равноденствие (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
воробьиная ночь — короткая летняя ночь с непрерывными грозами или зарницами. Существует несколько версий происхождения данного выражения: 1. По старинным поверьям, в Белоруссии или на Смоленщине, около Успения (15 августа ст. ст.) или между Ильиным днем и… … Справочник по фразеологии
воробьиная ночь — (иноск.) темная, бурная с сильной грозой (пугающей воробьев в их гнездах) Ср. Бывают страшные ночи с громом, молнией, дождем и ветром, которые в народе называются воробьиными. Одна точно такая же воробьиная ночь была и в моей личной жизни. А.П.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
воробьиная ночь — Ночь с непрерывной грозой или зарницами … Словарь многих выражений
Воробьиная ночь — Разг. Короткая летняя ночь с непрерывными грозами или зарницами. БМС 1998, 410; ШЗФ 2001, 43. // Брян. Беспокойная, тревожная ночь. СБГ 3, 49 … Большой словарь русских поговорок
ночь — и; предл. о ночи и в ночи; мн. ночи, ей; ж. Часть суток от захода до восхода солнца, от вечера до утра. Наступила н. Три часа ночи. Тёмная, непроглядная, ясная, лунная, звёздная н. Морозная, тёплая, сырая, ненастная, тихая н. Бесконечная н.… … Энциклопедический словарь
ночь — Варфоломеевская ночь, не высыпать ночи, с утра до ночи.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. ночь найт, нощь, ноченька, ночка, нокаут, воробьиная ночь; Нокс, Никта, Морана,… … Словарь синонимов
НОЧЬ — Абы к ночи. Волг. Шутл. ирон. О ленивом, нерасторопном человеке. Глухов 1988, 1. Белые ночи. Жарг. мол. Пренебр. О слабо заваренном чае. Митрофанов, Никитина, 17–18. Не к ночи будь сказано (помянуто). Разг. Не время, не следует говорить,… … Большой словарь русских поговорок
Источник
Приметы о молниях и громе
Любого пострадавшего от молнии считали колдуном, водящим дружбу с нечистой силой. Гроза не накажет чистого душой человека, поскольку в эту ночь направлена на устранение зла. Выжившие считались избранными Богом, получившими магические способности для помощи людям и борьбы с нечистью.
Если от удара молнии загорелся предмет, значит, она убила сидящего на нем черта. Возгорания не случилось — черт сумел ускользнуть от возмездия. Молния уходит в землю, а через три года напоминает о себе появлением минерала «чертов палец».
Во время пожара от молнии нельзя разговаривать, чтобы не пасть жертвой небесного огня. Тушить водой его бесполезно, нужно затоптать пламя ногами или залить молоком черной коровы. Это необычный пожар, горит не дом, а сидевший в нем черт. Поэтому часто зданию давали сгореть дотла, чтобы сжечь всю нечисть и не мешать Божьему промыслу.
Воробьиной ночью нельзя надевать короткое платье и распускать волосы, иначе Бог перепутает с ведьмой и поразит молнией. Черные коты и другие животные защитят от кары. Возможно, именно поэтому ведьмы предпочитали питомцев темного окраса.
Для того, чтобы не пострадать от погодного катаклизма, во двор вывешивали грязную пасхальную скатерть. Еще один оберег от молнии — красная нитка, которую привязывали под крышей. Чтобы ребенок не боялся грома, его угощают плесневелым черным хлебом, почками вербы или ржаными соцветиями.
Проснуться от грома или вспышки зарницы — хорошая примета. Рассматривать всполохи обычным людям нельзя, это грозит сумасшествием. Только маги созерцают грозу, восстанавливая этим зрелищем энергию.
Магия Рябиновой грозы — заговоры и обряды
Любое стихийное явление наполнено энергией. Если же это легендарная ночная гроза, которая наступает всего раз в несколько месяцев, упускать такое сильное с магической точки зрения время не стоит. Высвобождается мощный поток энергии, который усиливает заговоры и ритуалы.
Воробьиная ночь благоприятствует черной магии и защите от нее, обращениям к богам молнии и грома
.
Перунов заговор-оберег
Это обращение к Перуну читается во время непогоды. Оно защищает от молнии и пожара, порчи, сглаза, происков врагов и болезней:
Обращение к пророку Илье
Этот заговор для здоровья и защиты от негатива лучше всего читать 2 августа
– этот день посвящен пророку Илье, святому-громовержцу. Но подходит и любая Рябиновая ночь. Выйдите на улицу, под дождь. Дождитесь грома, поднимите руки вверх и скажите:
Почитание Берикапки — воробьиного царя
Правитель воробьев, по приказу которого эти птицы перешли на сторону Дьявола. Почитают его черные маги. Берикапка исполняет желания в обмен на почести. Потребуется дохлый воробей, найденный в Рябиновую ночь. Заверните его в красный шелк, сверток поместите в чашу, наполненную свежим медом. Во время этих манипуляций читайте:
С этими же словами поставьте чашу с мертвым воробьем за икону Спасителя, в красный угол. Когда потребуется помощь Берикапки, переверните икону. Перед ним поставьте граненый стакан, на половину наполненный зерном. Сто раз креститесь равносторонним крестом, столько же раз отбивайте земные поклоны. Каждый раз во время крестного знамения говорите:
Возьмите зерно и выходите на улицу в поисках воробьев. Кидайте им зерно горстями, на каждую читайте:
Теперь возвращайтесь домой, не оборачиваясь и не вступая в разговоры. Икону можно будет перевернуть на следующий день.
Снятие порчи с дома рябиной
В порченом доме хорошо не живут.
Нет удачи, лада в семье, денег. Чтобы снять такую порчу, вызванную нечистой силой, нужно грозовой ночью повесить на ветку рябины ключи от дома. Заговор читается три раза, по памяти:
Положите ключи в карман. Под деревом оставьте подношение — выпечку или монетки. Своими словами поблагодарите рябину и отправляйтесь домой, не оглядываясь. Заприте все замки, закройте окна. Перед порогом насыпьте полосу из соли. До рассвета никто не должен пересекать ее.
Рябиновая, или Воробьиная ночь — сильное время для черного колдовства и защиты от него. Это время бала нечистой силы, и светлые силы стремятся убить молниями как можно больше ее представителей. Рябина имеет особую силу, как и другие растения. Ее можно направить как на добрые, так и на злые дела.
Воробьиные, или рябиновые ночи – это ночи, когда небо грохочет от звуков грома, свирепствуют непрекращающиеся грозы и льет дождь, а также дует сильный ветер, срывающий все на своем пути. Считается, что в такие ночи погибает много воробьев, из-за чего эта ночь и получила такое название. К тому же воробьи имеют рябую окраску, что также объясняет этимологию этого слова.
Существует и вторая версия появления такого понятия, как воробьиные ночи. Когда Иисуса прятали от казни римлян, воробей привел их к нему, затем возвращал гвозди, унесенные ласточками от тех, кто проводил распятие, а также обманутым ласточками стражникам подсказал, что Иисус жив, поэтому они и ударили его в сердце. Высшие силы наказали этих птиц-предателей – они могут только прыгать и летать, а также несколько раз в год, когда ночью бушует стихия, воробьи, перепутав ночь с днем, улетают из своих гнездах, попадают под удары молний и сорванные ветром ветки, и погибают. Утром можно увидеть усеянную землю телами воробьев.
Происхождение выражения[править | править код]
Ночная гроза
Выражения известны в русском, украинском и белорусском литературных языках и диалектах: рус. воробьи́ная ночь, укр. гороби́на ніч, белор. рабінавая ноч. Оба названия, вероятно, восходят через серию фонетических трансформаций и народно-этимологических сближений к единой праформе рябинная ночь, зафиксированной в древнерусском языке языке начиная с XV века.
Первоначальная форма сочетания ― рябинная ночь, то есть «рябая, пёстрая ночь», — ночь с молниями, с ветром, грозой. Рябая, подобно воробью, ночь, когда темнота перемежается зарницами и сполохами. В эти ночи воробьи вылетают из гнёзд, тревожно чирикают, беспокойно собираются в стайки и т. д. На основе выражения рябинная ночь позже, в результате этимологического перерождения, получился речевой оборот рябиновая ночь, а затем и воробьиная ночь. В украинском языке, например, выражение горобина ніч означает не только «воробьиный», но и «рябиновый».
Впервые понятие рябинная ночь встречается в летописи при описании битвы между дружинами Ярослава Мудрого и его брата Мстислава Храброго (): «И бывши нощи рябинной, бысть тма и гром бываше и молния и дождь… И бысть сеча зла и страшна, яко посветяаше моления, тако блещашеся оружие их, и еликоже молния осветяше, толико мечи ведяху, и тако друг друга секаше, и бе гроза велика и сеча силна».
Предположение о данном выражении высказал член-корреспондент РАН Ф. П. Филин: оно, бытующее и ныне в смоленских и белорусских говорах, попало в киевское койне из кривичских земель. А. М. Финкель связал его с со словом рябой.
В украинском языке выражение горобина ніч связывается с возбуждением воробьёв во время грозы: «В продолжение лета бывает несколько бурных ночей, с градом, ливнем и грозою, и эти-то ночи называются воробьиными. Ливень бывает силён до такой степени, что выгоняет воробьёв из их убежищ, и бедняжки летают целую ночь, жалобно чиликая» («Словарь малорусского наречия, составленный А. Афанасьевым-Чужбинским», СПб., 1855). Константин Паустовский в повести «Героический юго-восток» (1956) пишет: «— Знаете, как называются такие ночи с беспрерывной молнией? — Нет, — ответила Клава. — Воробьиные. Потому что от ярких вспышек воробьи просыпаются, начинают метаться в воздухе, а потом, когда молнии гаснут, разбиваются в темноте о деревья и стены».
Польский этнограф Чеслав Петкевич пишет в очерке о Белорусском Полесье: «Рабок (воробей) есть героем всем известной рябиновой ночи, во время которой буря рассеивает воробьёв. Рябиновая ночь бывает меж пречистыми (вторая половина августа ― первая неделя сентября). Громы бьют один за другом, страшенный ливень льёт… а молния блись да блись, кажется, что весь мир горит. В эту ночи воробьи так поразлетаются…, что уже так и живут по одному. Поэтому ночь зовётся рябиновой».
Не исключено, что выражение рябиновая ночь также может быть связано с образом рябины. Действительно, такие ночи бывают в пору цветения рябины и созревания её ягод.
воробьиная ночь
Справочник по фразеологии . 2013 .
Смотреть что такое «воробьиная ночь» в других словарях:
Воробьиная ночь — (иноск.) темная, бурная съ сильной грозой (пугающей воробьевъ въ ихъ гнѣздахъ). Ср. Бываютъ страшныя ночи съ громомъ, молніей, дождемъ и вѣтромъ, которыя въ народѣ называются воробьиными. Одна точно такая же воробьиная ночь была и въ моей личной… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Воробьиная ночь — ВОРОБЕЙ, бья, м. Маленькая птичка с серо чёрным оперением. Домовой, полевой в. Слово не (что, как) в., вылетит Ч не поймаешь (посл.). Старый или стреляный в. (перен.: опытный, бывалый человек; разг. шутл.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов,… … Толковый словарь Ожегова
воробьиная ночь — сущ., кол во синонимов: 1 • равноденствие (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
воробьиная ночь — (иноск.) темная, бурная с сильной грозой (пугающей воробьев в их гнездах) Ср. Бывают страшные ночи с громом, молнией, дождем и ветром, которые в народе называются воробьиными. Одна точно такая же воробьиная ночь была и в моей личной жизни. А.П.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
воробьиная ночь — Ночь с непрерывной грозой или зарницами … Словарь многих выражений
«Воробьиная ночь» — так образно на Руси называют самую короткую ночь в году, а именно в период с 19 го по 22 е июня. В этот период бывает самая большая долгота дня – 17 часов 37 минут, а ночь длится 6 часов 23 минуты. Воробьиной ночью называют также ночь с сильной… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Воробьиная ночь — Разг. Короткая летняя ночь с непрерывными грозами или зарницами. БМС 1998, 410; ШЗФ 2001, 43. // Брян. Беспокойная, тревожная ночь. СБГ 3, 49 … Большой словарь русских поговорок
ночь — и; предл. о ночи и в ночи; мн. ночи, ей; ж. Часть суток от захода до восхода солнца, от вечера до утра. Наступила н. Три часа ночи. Тёмная, непроглядная, ясная, лунная, звёздная н. Морозная, тёплая, сырая, ненастная, тихая н. Бесконечная н.… … Энциклопедический словарь
ночь — Варфоломеевская ночь, не высыпать ночи, с утра до ночи.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. ночь найт, нощь, ноченька, ночка, нокаут, воробьиная ночь; Нокс, Никта, Морана,… … Словарь синонимов
НОЧЬ — Абы к ночи. Волг. Шутл. ирон. О ленивом, нерасторопном человеке. Глухов 1988, 1. Белые ночи. Жарг. мол. Пренебр. О слабо заваренном чае. Митрофанов, Никитина, 17–18. Не к ночи будь сказано (помянуто). Разг. Не время, не следует говорить,… … Большой словарь русских поговорок
Источник
Литература
-
Демидович П.
Из области верований и сказаний белорусов // Этнографическое обозрение. ― М., 1896. № 1. Кн. 28. С. 91-120. -
Азимов Э. Г.
Полесские поверия о вихре // Полесье и этногенез славян: Предварительные материалы и тезисы конференции. ― М., 1983 -
Матвеев Л. Т.
Основы общей метеорологии. Физика атмосферы. ― Л., Гидрометеоиздат, 1965. -
Аксамітаў А. С.
Беларуская народная міфалогія як крініца ўтварэння фразеалагічных адзінак // Problemy frazeologii europejskiej. II: Frazeologia a religia /Pod redakcija A. M. Lewickiego i W. Chlebdy. ― Warszawa: Energeia, 1997. S. 75. -
Коваль У. І.
Народныя ўяўленні, павер’і і прыкметы: Даведнік па ўсх.-слав. міфалогіі. ― Гомель: Беларус. агенцтва навукова-тэхн. і дзелавой інфарм., 1995. 177 с. - Воробьиная ночь / Топорков А. Л. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого ; . — М
. : Международные отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 433-434. — ISBN 5-7133-0704-2 .