Основы рисования пластилином для детей и взрослых

Пластилинография для детей разных возрастов — особенности и рекомендации

Пластилиновая масса безопасна для детей, имеет большой срок хранения, не требует дополнительной доработки, поскольку материал полностью готов к использованию.

Основные свойства пластилина формируют основу для творческой деятельности:

яркие сочетания привлекают внимание;

возможность держать руками пластичную массу развивает моторику;

умение вылепливать форму и несложные фигурки пробуждает фантазию.

Занятия пластилинографией в усложненном варианте с использованием шаблонов подходят для детей 6–7 лет. Набор материалов легко приобрести по бюджетной цене, и наличие множества пособий облегчает процесс обучения, делает его доступным для всех желающих.

Для малышей в 2–3 года

Маленьким непоседам сложно усидеть с пластилиновыми комочками, поэтому не стоит планировать длительное занятие

Первоначально хватит нескольких минут, чтобы приучить кроху уделять внимание деталям

Малышам распечатывают основу, на которую они добавляют, например, глазки из пластилина, пуговки на костюм знакомого персонажа. Начальные движения мазками даются нелегко, приходится проявлять терпение. Более сложные элементы дети научатся выполнять чуть позже.

Для детей 4–5 лет

Обладая начальными навыками лепки, ребёнок перенимает приёмы взрослых, способен внимательно наблюдать и повторять действия. Самостоятельное творчество учит принимать решения, подбирать размеры, формы, оттенки, доводить начатое дело до конца.

Для дошкольников 6-7 лет

Подбирая картинки детям старшего дошкольного возраста, учитывают формирующиеся интересы мальчиков и девочек. Дети этого возраста уже умеют читать, сами знакомятся с литературными героями, поэтому хотят создавать:

  • персонажей из мультфильмов, сюжеты, которые затрагивают внутренний мир;
  • фантазийные узоры;
  • диковинных зверей;
  • исчезнувших доисторических животных.

Для разнообразия рисунки можно создавать на стекле, закрепив под ним шаблон. На стеклянную поверхность наносят пластилиновую массу, используя знакомую технику и разные инструменты. Выполняя сложное задание, дошкольник по достоинству оценивает свои возможности. Главной задачей такого творчества —развитие инициативности и креативности.

Общие рекомендации

Корректно организовать занятия по пластилинографии у детей можно только с учетом общих рекомендаций: суммарное время на лепку из пластилина должно составлять не более 30 мин

(в противном случае внимание ребенка рассредоточится, а продуктивность, соответственно, снизится);. https://www.youtube.com/embed/3Nw5VSfr8F8

  • создавать картинки из пластилина необходимо в хорошо освещенном месте, комфортной для ребенка обстановке, исключающей присутствие поблизости отвлекающих предметов, например, смартфона, компьютера, планшета, телевизора или игрушек;
  • в занятиях с детьми 7-8 лет рекомендуется использовать плотный картон, так как обычная бумага будет деформироваться при применении приемов размазывания, раскатывания и сглаживания пластилина;
  • рабочую поверхность рекомендуется перед началом лепки проклеить прозрачным скотчем (это исключит вероятность возникновения жирных пятен и разводов от пластилина);
  • чтобы итоговое изображение сохранило свой первозданный вид как можно дольше, его рекомендуется покрыть бесцветным лаком в 2-3 слоя;
  • во время творческого процесса перед ребенком в зоне досягаемости должны находится не только основные рабочие инструменты для пластилинографии, но и влажные салфетки, нож или ножницы, а также листы плотной бумаги (с ее помощью можно корректировать пластилиновое изображение).

Подготовка проекта по рисунку пластилином

Для более глубокого осмысления той или иной темы и расширения представлений ребят о технике пластилинографии в педагогической практике применяется метод проектов. Как правило, в практике ДОУ проекты по пластилинографии краткосрочные, то есть требующие небольшого отрезка времени для подготовки (2–3 дня). Разработка проекта включает несколько ступеней подготовки.

Формулирование целей и задач. Целью проектной методики в пластилинографии является формирование творческого подхода при решении учебно-воспитательных задач. Задачи подготовки и выполнения проекта при этом следующие: отработка выполнения элементов в том или ином виде техники, обучение навыкам создавать художественные образы объектов мира вокруг, тренировка умения работать на ограниченном пространстве основы поделки, воспитание эстетического вкуса, усидчивости и умения работать в коллективе.
Составление плана выполнения проекта. Этот этап включает: подготовку необходимых материалов и оборудования, мотивацию детей к выполнению задания

Важное значение имеет также событие, к которому приурочено выполнение проекта (например, наступление зимы, праздники).
Выполнение проекта.
Презентации результатов проектной деятельности. Это своеобразный отчёт, который может быть представлен в виде рассказа (защиты) поделки, выставки готовых работ в группе или актовом зале.

Пример описания проекта «Подарки осени»

Рассмотрим образец составления проекта на тему «Подарки осени» в подготовительной к школе группе.

  1. Цель — создание поделки к ежегодному Осеннему празднику в ДОУ. Задачи работы: закрепление навыков работы с пластилином, практика работы в группе, развитие умения отображать окружающий мир в элементах, сделанных из пластилина.
  2. Дети работают в группах по 3 человека, методом жеребьёвки распределяют обязанности (например, играют в «Камень, ножницы, бумага»). Если таким образом распределить обязанности не получается, педагог сам назначает ответственных за тот или иной фронт работ. Один делает грибы в прямой технике, второй — дерево в прямой и мозаичной техниках, третий — траву и ёжика в контурной технике (в нашем случае поделку дополняли травкой и небом в виде аппликации из кусочков бумаги).

  3. Ребята работают над проектом.
  4. Презентация результатов в актовом зале: описание работ, чтение стихотворений по теме в сопровождении музыки (например, «Осень» из циклов «Времена года» Вивальди и/или Чайковского).

Варианты панно

Как сделать панно своими руками? Сначала нужно решить, из каких материалов будет выполнена работа. Возможно огромное разнообразие вариантов.

Настенное панно из ракушек

Для этого понадобится: рамка, полотно для фона, ракушки, клей, акриловые краски, какие-нибудь декоративные элементы вроде бусин.

Ракушки нужно высушить, разложить по полотну и приклеить их. Можно раскладывать в хаотичном порядке, а можно и вплотную друг к другу.

Панно из кофейных зерен

Принцип создания тот же, что и в предыдущем варианте. Кофейные зерна могут быть как основным элементом украшения, так и дополнительными декоративными деталями среди других материалов.

Панно из пуговиц

Пуговицы так же закрепляются на полотне с помощью клея или пришиваются к нему. Преимуществом является то, что таким способом можно выкладывать целые картины, например, дерево.

Разнообразие цветов и форм пуговиц позволяет проявить фантазию. Но в этом случае лучше сначала сделать карандашный эскиз прямо на полотне.

Также можно использовать и другие материалы: дерево, бумагу, нити, монетки, перья и любую другую мелочь, которую можно красиво разместить и закрепить.

Варианты сложных поделок

Из легкого затвердевающего пластилина можно создавать настоящие шедевры. Сложные поделки представляют собой различные композиции или изделия с художественным декором. Таким творчеством увлекаются не только дети, но и взрослые люди. Прекрасно смотрятся объемные картины, статуэтки, вазы, шкатулки.

Шкатулка

Красивые шкатулки, которые могут стать оригинальным сувениром с возможностью практического использования, можно сделать из воздушного пластилина шариковой разновидности . В таких наборах масса в баночках уже сформирована в форме шариков разного размера. Процесс изготовления требует много времени и кропотливого труда. Поэтапно он осуществляется следующим образом:

  1. Из картона склеивается коробка с крышкой нужного размера или берется готовая упаковка (например, от торта).
  2. Карандашом делается разметка участков разного цвета. На коробке размечается 3-4 яруса, а на лицевой поверхности крышки – 3 круга.
  3. Работа начинается снизу: каждый ярус поочередно заполняется шариками одного цвета. При укладке элементов можно использовать разные оттенки одного цвета (светлые и темные). Укладываются они хаотично. Не следует стремиться к формированию четкой линии на границе между ярусами.
  4. В самом низу первого яруса дополнительно по кругу приклеиваются элементы, выходящие за пределы формы. Они образуют основание шкатулки.
  5. Шариками вишневого цвета заполняется боковая грань крышки.
  6. Окружности на верхней, лицевой поверхности крышки лепятся от центра.
  7. Формируется жгутик из шариков салатного цвета. Он сворачивается спиралью в центре крышки, образуя цветок.
  8. Из таких же шариков создаются комки (цветы), которые закрепляются на боковой поверхности крышки. Всего их потребуется 6-8 шт.

Уже через сутки пластилин затвердеет. Шарики между собой скрепляются крепко, и шкатулку можно смело использовать по назначению, брать в руки, передвигать.

Домик

Сказочный пластилиновый домик, несомненно, увлечет ребенка. На фото показан каменный вариант. Поделка изготавливается в следующем порядке:

  1. Из картона делается заготовка домика.
  2. Для имитации каменной кладки из пластилина формируются бруски с прямоугольным сечением. С помощью зубочистки наносятся вертикальные риски – «швы между камнями». Их не следует вести строго по прямой линии.
  3. На фанеру или плотный картон укладывается основание из пластилиновых брусков по периметру домика.
  4. Рядами лепятся бруски «каменной кладки». Оставляется дверной и 1-2 оконных проема.
  5. Для крыши готовится «черепица». Она изготавливается из коричневых пластилиновых шариков, которые предварительно расплющиваются. Такие элементы крепятся на скаты кровли с небольшим перекрытием.
  6. Формируются тонкие полоски шириной 5-10 мм (в зависимости от размеров поделки). Ими обрамляются проемы дверей и окон по периметру. Из них же делается «рама» для окон.
  7. На крыше устанавливается труба дымохода.
  8. Перед дверью снизу собирается небольшая площадка – крыльцо. Сверху над дверью закрепляется небольшая пластинка – козырек.

Аналогично делается сказочная избушка. Для нее вместо прямоугольных брусков устанавливаются круглые жгуты – бревна. В обрамлении окон следует изобразить резьбу по дереву.

Спиральные картины

Оригинально и красиво смотрятся картинки, выполненные в спиральной технике. На фото показан космонавт, а фантастический фон обеспечивают пластилиновые завитки. Порядок изготовления:

  1. В качестве основы берется лист плотного картона.
  2. Поверхность планеты окрашивается в желтые тона, и на ней закрепляются кратеры из пластилина.
  3. Из воздушного пластилина синего цвета скатываются тонкие цилиндрические жгутики. Они скручиваются спиралью и закрепляются на основе. Спирали плотно приближаются друг к другу.
  4. Фигура космонавта изготавливается из расплющенных пластилиновых пластинок нужной формы.

Возможности изготовления панно из спиралей не ограничены. Очень красиво смотрятся цветы из яркого материала. Спиралями можно создать морские волны. Ими можно украсить любую картину, придав некоторый объем. Варьировать форму можно пальцами, расплющивая жгуты в разной степени.

Частые вопросы

Для кого подходят курсы?

В нашей онлайн школе Вы сможете найти курсы для всех желающих! Мы удволетворим потребности как самых маленьких художников так и людей с опытом. Курсы начинаются для детей возраста 4+ где разбираются самые простые и понятные вещи в процессе работы, а для самых взрослых и требовательных художников есть курсы на разные техники и материалы!

Как проходит обучение?

Весь процесс обучения проходит онлайн в формате видео уроков. Вы смотрите урок и повторяете за преподавателем, выполняя все задания, по окончанию урока присылаете готовую работу на проверку и получаете обратную связь!

Как получить доступ к курсам?

Выбирайте любой курс, оплачивайте и на указанные Вами контактные данные придет доступ на образовательную платформу, где в личном кабинете будут доступны все уроки курса!

Какой у Вас опыт?

Мы не просто онлайн школа, созданная только для обучения в интернете. Художественная школа “Империя Пикчер” – существует в Краснодаре где открыто 6 филиалов в которых на очной форме обучения, учится более 500 детей, так что опыта у нас хватает!

Сколько стоит?

Стоимость онлайн курсов начинается от 490 рублей, более конкретную цену можно посмотреть на детальной странице каждого курса!

Техники рисования пластилином

Для работы над картиной вам понадобится ряд инструментов:

  1. Материал для лепки (пластилин лучше использовать на восковой основе или сделать домашний).
  2. Плоская основа – можно использовать любой материал (картон, оргстекло, фольгу, пленку, пластмассовую или деревянную поверхность).
  3. Инструмент для раскатывания пластилина (скалка, бутылка и пр.).
  4. Пластмассовый ножик для пластилина и фигурные формочки для вырезания.
  5. Дополнительная фурнитура (бусинки, перья, кусочки ткани, пуговицы, зерна, крупа).

Размер первых произведений прикладного творчества должен быть небольшой. Задача для ребенка должна быть не сложной, а выполнимой. Лучше начинать картины размером с ¼ альбомного листа. Нарисуйте с ребенком что-то очень простое (цветочек, бабочку, солнышко, геометрические фигурки).

Можно сделать заготовку на оргстекле, обрисовав контуры готового сюжета гуашью, а потом уже выкладывать изображение пластилином. Перед началом работы хорошенько разомните материал, он должен быть мягким, эластичным и податливым.

Техника размазывания пластилином для самых маленьких

Для создания фона и заполнения сюжета нужно отрывать маленькие кусочки хорошо размятого пластилина и размазывать их длинными мазками на основе. Можно смешивать цвета, накладывать узкие или широкие мазки разных оттенков. Можно купить готовые шаблоны рисунков для раскрашивания.

Рисование пластилиновыми шариками

Сюжет картины выкладывается маленькими шариками. Нужно стремиться, чтобы они были одного размера. Хотя авторская идея может воплощаться любым размером. Предварительно нарисованное изображение заполняется разноцветными шариками. Можно комбинировать размазывания с объемными деталями.

Техника отпечатков

Для работы подойдут любые предметы, оставляющие отпечатки. Это могут быть подручные атрибуты: зубочистка, коктейльная трубочка, колпачок от фломастера. Различными предметами можно делать штрихи, точки, мазки.

Спиральки из пластилина

Интересная техника, позволяющая создавать объемные изображения. Раскатываются тоненькие жгутики и укладываются на поверхность в соответствии с сюжетом. Закрученными спиральками удобно рисовать розочки, ромашки, крону дерева и прочие сюжеты. Расход материала увеличивается, но результат того стоит.

Рисование мазками

Техника рассчитана на детей постарше 5-7 лет. Заключается в нанесении картины из пластилина разноцветными мазками, как при работе с масляными красками, но в объемной форме.

Выпуклые изображения

Можно предложить ребенку раскатать множество маленьких жгутиков, а потом создать из них картину. Можно нарисовать объемные буквы, написать ими слово или свое имя.

Творческая мастерская школы раннего развития «Чудо-Чадо» в Бишкеке приглашает на занятия прикладного искусства детей с 1 года. Под чутким руководством опытных педагогов ваш малыш раскроет свой потенциал, активизирует мелкую моторику, разовьет способности, которые помогут подготовиться к школе.

Виды пластилинографии и их особенности

Картинки, выполненные руками детей, радуют взгляд, развивают художественный вкус, расширяют кругозор. Маленькому художнику занятия дают возможность выражать своё видение сюжета, учат технике рисования пластилином, соблюдению соотношений, параметров и объемов.

Рисование мазками

Данная техника не представляет особого труда: берут шаблон (изображения цветов, птиц и т.д.), затем пальчиком с небольшим количеством массы хаотично или в определённом направлении проводят линии. Полученная пластилиновая живопись прекрасно смотрится вблизи, а аккуратная техника выполнения позволяет добавлять дополнительные оттенки рисунку.

Размазывание по поверхности

Техника оформления поверхности, путём закрытия определенных графически отмеченных участков, разными оттенками пригодится в тренировках с малышами, а также для развития навыков пластилинографии более старших детей.

На созданный слой наносят контуры рисунка палочкой или стекам. Затем делают отпечатки, растирая лёгким нажатием кончика палочки или пальца. Получаются красивые пейзажные заготовки — морские волны, тучи, почва с растительностью.

Рисование шариками или их расплющивание

Фактурный слой делают, прикрепляя заранее подготовленные мелкие шарики на шаблон или плоскую поверхность. Мельчайшие шарики используют, создавая картины природы и оформляя сердцевины растений.

Детям хочется прижать шарики к поверхности, размещать их на бумаге, расплющивать. Такая деятельность приятна и полезна, развивает тактильные ощущения и мелкую моторику у детей любого возраста.

Создание узоров на пластилиновом слое

При создании панно дети дошкольного возраста учатся выкладывать узоры из подручных мелких материалов, вылепливать завитушки, геометрические узоры, резные детали. В результате такого труда улучшается координация движений, ориентация в пространстве, на плоскости лучше запоминаются понятия «вправо», «влево», формируется база для дальнейшего планирования — оформления верха и низа листа, границ, середины рабочего поля.

Скатывание колбасок

Особый навык, которому учатся в первый год использования пластилина. Не всем этот процесс легко удаётся. Для успешной работы стоит попробовать новые техники — готовить колбаски руками или на доске. Полученные детали применяют, раскладывая трубочки ровно, скручивая в улитку либо зигзагом, создавая контуры, окантовки, границы, силуэты, уровни строений, изображая лапки животных, ветви деревьев.

Выдавливание из шприца

Представляет собой сложный процесс, требующий большой собранности, координации движений. Этот вид творческой деятельности всегда вдохновляет детей на создание интересных картин.

Рекомендации

Я советую родителям творить вместе с детьми. Совместные занятия пластилинографией гармонизируют детско-родительские отношения, позволяют сделать семейный досуг разнообразнее.

Такие занятия также полезны детям с ЗПР. В игровой форме они позволяют решать задачи коррекции работы нервной системы и мозга. Если приучать ребенка самостоятельно готовить рабочее место и прибираться на столе после завершения работы, то с помощью пластилинографии можно развивать такие качества у детей, как аккуратность, последовательность, трудолюбие.

Когда ребенок видит, что родители радуются его успехам, он обретает уверенность в себе, старается справиться с поставленными задачами.

Выбор материала

Чтобы сделать панно из пластилина, необходимо подготовить некоторые инструменты, облегчающие работу с материалом. В первую очередь понадобятся: основание для поделки, доска для лепки, стек и некоторые другие приспособления. Попробуем разобраться, какие из них для чего нужны, и как ими работать.

Для изготовления поделки следует выбрать основной материал – пластилин. Казалось бы, чего его выбирать? На самом деле, пластилин разных производителей отличается мягкостью, яркостью и количеством цветов, запахом и т. д. Например, если предстоит делать панно с ребенком, то следует выбирать не слишком твердый материал, без запаха и вредных компонентов. Среди производителей пластилина стоит остановиться на отечественных или «Луч», зарубежных – Jovi.

Для раскатывания фигурок, подготовки различных элементов поделки понадобится доска для лепки. Необязательно покупать специальное изделие, поскольку подойдет любая гладкая поверхность, например, разделочная доска, линолеум и т. д.

Сильно облегчит работу с пластилином стек – пластиковый или деревянный нож, с помощью которого прорабатываются детали поделок. В качестве основы для панно из пластилина можно применять: одноразовую посуду, диски, старые пластинки, картон, пластик, стекло и др.

Конспекты занятий

ФИО автора
Название конспекта
Бехтерева Л.Н., Суровикова А.Г. «Яблонька»
(средняя группа)Образовательные задачи
: учить создавать образ дерева с помощью пластилинографии, включать в композицию дополнительный природный материал (горошины),Развивающие задачи
: закрепить знания о строении дерева, развивать мелкую моторику, оттачивать навыки работы с пластилином.Воспитательные задачи
: воспитывать интерес и бережное отношение к растениям.Интеграция образовательных областей
: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».Раздаточный материал:
листы цветного картона, пластилин, горох, салфетки, досточки для лепки.Предварительная работа:
рассматривание деревьев во время прогулки, чтение сказок, в которых фигурирует яблоня или яблоки («Гуси- лебеди», «Крошечка-Хаврошечка», «Яблоко»), занятие по аппликации на тему «Яблоня», дидактические игры подобной тематики.Ход занятия
Загадка про яблоко.Сюрпризный момент — появление вороны Каркуши, которая сидит на нарисованной яблоне. Она беседует с детьми о строении дерева.Педагог предлагает дидактическую игру «Найди такое же» (сортировать бумажные яблоки по размеру).Мотивация — показать Каркуше, что яблоньку можно нарисовать пластилином.Воспитатель демонстрирует этапы выполнения поделки. Ствол формируется из пластилинового жгутика коричневого цвета. Крона — расплющенный зеленый шар, который нужно размазать пальцами на картоне в разные стороны. Травка внизу композиции — мелкие кусочки зеленого пластилина. В качестве яблок используются горошины, которые вдавливаются в крону дерева.Перед продуктивной деятельностью дети самостоятельно делают массаж рук с помощью шишки.В конце занятия ребята показывают свои работы Каркуше, и она угощает их настоящими яблоками.
Дрынкова А. (младшая группа)На прогулке накануне занятия педагог с детьми рассматривает солнышко.Занятие начинается с чтения сказки В. Сутеева «Под грибом», малыши делятся своими впечатлениями.Мотивация — бедным зверюшкам из сказки не хватает солнышка, нужно нарисовать его для них. Интересный момент: воспитатель сообщает детям, что у них закончились краски, а остался только пластилин.Демонстрация приемов изображения: контур солнышка заполняется маленькими кружочками (мозаичный способ), лучики солнца формируются из колбасок.Перед продуктивной деятельностью детей проводится подвижная игра «Солнце вышло из-за туч…»
Триллер Р.Н. «Подарки цветочным феям»
(рисование пластилином на стекле, подготовительная группа)
Вначале занятия проводится мини-беседа о том, что дети раньше мастерили из пластилина. Педагог закрепляет знание цветов, спрашивает что будет, если смешать определенные цвета пластилина.Необычная мотивация: воспитатель рассказывает дошкольникам сказочную историю. В волшебном лесу на полянке росли самые прекрасные в мире цветы, за ними ухаживали цветочные феи. Но однажды появилась злая колдунья, которая заколдовала фей — цветы стали гибнуть, так как нуждались в уходе. Задача детей — изготовить для фей волшебные цветы, чтобы их расколдовать.Работа выполняется на стекле, дети смешивают пластилин разных цветов для получения интересных оттенков.

Пластилинография в младшей группе

Первые уроки рисования пластилином можно проводить уже с 2–3-летними детьми. Причем это оптимальный возраст для знакомства с особенностями и возможностями пластилина.

Дошкольники младшей группы уже могут освоить примитивные методы лепки: сплющивание, раскатывание, скатывание. В таком возрасте моторика пальцев еще слабо развита, поэтому для занятия нужно подбирать простые эскизы, содержащие мало деталей. Например, цветок, солнце, гусеница, радуга, фрукт, улитка. Эскизы на основу переводит педагог, а ребенку остается лишь нанести пластилин внутрь контуров.

Лепка для младших дошкольников — средство начального развития мышления и художественного восприятия.

Ключевая цель пластилинографии, проводимой в младшей возрастной группе, — совершенствование мелкой моторики. Лепка — замечательный стимулятор нервных клеток, сигнал от которых поступает в речевой центр мозга. Если хочется усилить положительное влияние на развитие речи и интеллектуальных способностей, можно предложить воспитаннику придумать забавную или сказочную историю, связанную с изображенным объектом.

Пластилинография в подготовительной группе

С 5–7-летнего возраста дети могут учиться созданию объемных рисунков, совершенствовать иные сложные техники плоскостной лепки. Возможно использование эскизов любой степени сложности, дошкольники даже могут самостоятельно делать шаблоны на заданные темы. В этой возрастной категории дети уже легко справляются с примитивными приемами лепки, но зачатую приходится еще доработать сложные техники, такие как выдавливание из шприца, создание причудливо изогнутых форм.

В подготовительной группе групповые занятия применяют редко. Обычно сами воспитанники предпочитают работать самостоятельно, творить над эскизом по своему усмотрению. В инструкциях и подсказках педагога дошкольники тоже почти не нуждаются.

Работа с дошкольниками в этой возрастной группе направлена на развитие образного мышления, воображения, творческого стремления, на расширение индивидуального словаря и улучшение коммуникативности. Дети учатся выражать через произведение идеи и эмоции, подбирать гармоничную палитру и подходящий к сюжету рисунка дополнительный декор, совмещать несколько техник пластилинографии.

Цели и задачи

В соответствии с требованиями ФГОС, творческое развитие детей является одним из основных направлений педагогической деятельности ДОУ. Пластилинография позволяет успешно решать цели и задачи образовательно-воспитательной деятельности в разных возрастных группах.

2-3 года

Ранний возраст считается оптимальным для начала занятий с использованием пластилина. Уже в 2 года дети под руководством взрослого способны создавать шедевры из пластичного материала.

Главная цель занятий пластилинографией с детьми 2-3 лет – это развитие мелкой моторики рук. Нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев, необходимо стимулировать с помощью лепки, так как это необходимое условие становления речи у малышей. Также с целью развития речи на занятиях педагог просит детей придумать рассказ или сказку, в которой упоминался бы тот предмет, который они слепили.

Кроме того, лепка и создание картин из пластилина создают предпосылки для развития мышления и эстетического вкуса детей.

Для детей 2-3 лет пластилинография позволяет решать следующие задачи:

  • формирование у детей раннего возраста усидчивости, стремления довести начатое дело до конца;
  • формирование умения выполнять работу по образцу;
  • формирование навыков сотрудничества, групповой и парной работы;
  • формирование умения оценить свою работу или работу товарища;
  • развитие произвольного внимания, умения сосредоточиться на цели деятельности;
  • развитие навыков пространственной ориентировки;
  • обучение базовым приемам лепки;
  • обучение детей выполнять работу последовательно и аккуратно;
  • создание условий для развития воображения и творческой самореализации.

4-6 лет

Начиная с 3-4 лет, пластилинография позволяет детям совершенствовать навыки лепки. Для успешного решения этой задачи педагогу необходимо сформировать у воспитанников устойчивый интерес к изобразительному искусству.

В старшей группе пластилинография для многих детей становится любимым занятием. В период с 4 до 6 лет в процессе создания картины из пластилина решаются следующие психолого-педагогические задачи:

  • обучение соблюдению границ рисунка;
  • формирование базового запаса знаний о свойствах пластилина;
  • обучение правилам использования в лепке декоративных материалов (бусин, пайеток, веточек, ракушек, ниток);
  • закрепление представлений о сенсорных эталонах;
  • развитие координации действий правой и левой руки;
  • совершенствование глазомера;
  • стимулирование творческой активности дошкольника;
  • развитие эстетического вкуса и навыков создания гармоничной композиции;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • подготовка руки к овладению письмом;
  • развитие аккуратности, старательности, терпения.

Начиная с 5-6 лет, на занятиях по пластилинографии можно использовать шаблоны для формирования у детей умения превращать плоскую фигуру в объемную. А для детей 6-7 лет становится доступным самостоятельное изготовление шаблона для дальнейшей работы с ним в технике пластилинографии.

7-8 лет

Целью пластилинографии в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста является обучение их сложным приемам лепки. В возрасте 4-5 лет они научились базовым действиям: катать колбаски и шарики, а на данном этапе детей учат техникам пластилинографии, необходимым для создания полноценной композиции: выдавливание пластилина из шприца, размазывание, скручивание.

Техника пластилинографии в работе с детьми 7-8 лет предполагает решение следующих психолого-педагогических задач:

  • создать условия для развития наглядно-образного мышления;
  • развитие креативности и инициативности;
  • формирование умения выразить в картине собственный замысел;
  • формирование умения самостоятельно подобрать цветовую гамму и дополнительные декоративные элементы для создания композиции;
  • формирование умения сочетать в работе несколько приемов лепки;
  • расширение активного словаря;
  • формирование коммуникативных навыков.

Как правило, младшие школьники, выполняя картинку в технике пластилинографии, предпочитают работать с шаблоном индивидуально. Детям 7-8 лет в большинстве случаев уже не надо давать пошаговую инструкцию для выполнения работы. Они способны самостоятельно с помощью трафаретов для пластилинографии создать шедевр на заданную тему.

Рисование процарапыванием и вмятинами

Такая техника подвластна даже трехлетним детям. Сначала любую поверхность нужно покрыть слоем пластилина. Затем малышу вручить тонкую деревянную палочку и предложить ею нарисовать на материале любые узоры. Ребятам постарше подобный инструмент поможет детализировать готовое изображение, придавая ему реалистичность посредством создания дополнительного объема.

Мелкими царапинами делают пушистые еловые лапы, роскошный хвост рыжей лисички. Еще острой палочкой легко рисовать тонкие чешуйки, покрывающие тала разноцветных рыбок. Дети могут выдавливать специальными формочками готовые фигурки на размазанном слое пластилина. Дошкольникам нравится аналогичным способом создавать изумительные орнаменты. Для этого вместо цельных силуэтов применяют небольшие штампы, которыми вполне способны являться макаронные изделия, декоративные пуговицы. Инструмент, у которого присутствует на кончике полусфера, удобен для выполнения углублений в местах расположения глаз сказочных героев либо зверей.

Методика рисования с пластилином — прекрасный вариант творческих игр с малышами. В такой технике ребята способны создавать оригинальные поздравительные открытки родителям, новогодние поделки, конкурсные задания. Всевозможных приемов и маленьких хитростей в изготовлении пластилиновых полотен чрезвычайно много, здесь огромный простор для фантазии юного художника.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Хозяйка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: