Как правильно штриховать шар

Объемные фигуры карандашом. рисование с натуры натюрморта из геометрических тел (куба, цилиндра, конуса). как научиться ложить штрих по форме предмета. штриховка

Рисование цветов

Цветы – красивое творение природы. Давайте попробуем нарисовать разные цветы. И начнем с самого простого.

Тюльпан

Этот цветок ассоциируется с весной, его изображают на открытках, посвященных 8 марта. Берется лист бумаги, краски и карандаш.

Этап 1

Этап 2

  • Добавьте черного к красному и сделайте границу лепестков. И затемните те части, что в тени. Белым создайте блик там, где это нужно;
  • На бутоне сделайте капельки: темным красным нарисуйте маленькие кружочки, а в центр добавьте каплю белого.

Тюльпан

Два видео, которые показывают, как рисовать тюльпаны:

Простое соцветие для начинающих

Поле тюльпанов посложнее

Сирень

С виду сирень рисовать сложно, так как много маленьких деталей. Но в этом уроке подробно рассказывается и показывается как рисовать на каждом этапе.

Роза

Самый романтичный цветок может быть легко нарисован благодаря этому уроку. Автор комментирует свои действия, чтобы всем было понятно.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Подготовка к занятию

Приветствие. Подготовка рабочего места: ученики рассаживаются за мольберты, на которых скотчем закреплена бумага формата А-4 (горизонтально). На табуретках около каждого ученика приготовлен уголь, ластик, влажная салфетка.

2. Сообщение темы занятия

Педагог: «Ребята, вы уже умеете рисовать многие предметы, но не всегда на ваши рисунки выглядят выразительными и объемными. Как вы думаете, почему?»

(Предположения детей)

Педагог: «В изобразительном искусстве освещение предмета, тени, идущие от него, играют большую роль. Сегодня на уроке мы узнаем, как с помощью освещения, на шар ложатся тени, показывая его объём».

3. Сообщение теоретических сведений

Педагог: «Задумывались ли вы, что именно столкновение света и тени позволяет нам увидеть форму предметов. Если выключить свет, то в темноте мы не увидим никакой формы. Если все осветить очень ярким прожектором, то формы мы тоже не увидим. Только столкновение света и тени позволяют нам ее увидеть.

Есть определенные закономерности, как будет располагаться светотень на разных формах. И рисующему человеку это необходимо знать. На плоском листе художник создает изображение, в котором зритель видит формы, объекты, пространство.

4. Объяснение нового материала

Педагог: «Итак ребята, для того чтобы передавать объем предметам на своих рисунках, художники используют такой прием, который называется светотень».

Светотень — наблюдаемое на поверхности объекта распределение света и тени, которое зависит от формы предмета.

Без светотени художник бы на смог передать объемную форму предмета на плоскости листа. Все изображаемые предметы смотрелись бы плоскими – будь то портрет человека или яблоко в натюрморте.

Но следует знать, что светотень распределяется по поверхности предмета по своим определенным закономерностям.

блик — отражение источника света;

свет — поверхность, освещённая источником света;

полутень — переходная область, возникающая между областью света и собственной тенью предмета.

тень — неосвещённый или слабо освещённый участок объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими;

рефлекс — слабое светлое пятно в области тени, имеющую тональную градацию близкую к полутени.

Следует также помнить, что все элементы светотени имеют различную тональность, т. е. градацию темного.

Задача художника – найти правильное соотношение этих светлотных фаз, уложить каждый тон точно на место. Только в этом случае зритель будет ощущать весь объем тела в целом.

5. Закрепление материала

Давайте попробуем разобраться вместе. Поиграем в игру «Сделай шар объёмным». Приглашаются 2 ребенка.

Одному предлагается выставить свет, другому расставить детали разные по тону, в соответствии с порядком распределения света. Задание выполнено. Участники меняются. Теперь другой ребенок ставить свет, а тот, кто ставил свет, расставляет детали. Молодцы!

Сейчас прошу подойти ко мне, я напомню вам, как работать углём.

Показ педагога.

1. рисуем окружности на листе бумаги.

2. размечаем области блика, света, полутени, тени, рефлекса.

2. светотень наносим слоями.

6. Практическая часть

А сейчас послушайте задание. Я предлагаю вам нарисовать несколько объёмных шаров. После того как вы справитесь с распределением на них светотени, пофантазируйте и дорисуйте из них композицию.

Занимайте свои места. Можно приступать к выполнению задания.

7. Рефлексия

Время на выполнения практического задания подошло к концу. Прошу всех пройти на выставку получившихся работ. Давайте вспомним названия графических терминов.

Педагог: Для того чтобы нарисовать объем предметов на плоскости листа какой прием используют художники? (светотень)

Педагог: Как называются элементы светотени? (блик, свет, полутень, тень, рефлекс)

Педагог: Какой самый светлый элемент? (блик)

Как называется область между светом предмета и его тенью? (полутень)

Педагог: Что такое рефлекс? (слабое светлое пятно в области тени, имеющее градацию светотени)

Коллективно с детьми подводим итоги о проделанной работе

Обращаем внимание на передачу светотени и композиционное решение. В ходе анализа детям задаются вопросы:

Удалось ли передать объём? Во что превратились шары? Как называется работа? Молодцы вы все хорошо справились.

9. Домашнее задание

Домашним заданием для вас будет выучить определения графических терминов. (Раздаю определения терминов.)

10. Уборка рабочего места

Самоанализ

Рисунок конуса

Конус представляет собой симметричное тело вращения, образующая конуса начинается в его вершине, совпадающей с осью вращения и заканчивается в основании. В нашем случае конус прямой, его ось перпендикулярна основанию.

При рисовании конуса сперва намечаем место и размер изображения в листе. Конус не должен быть слишком большим или маленьким, разместить его следует выше середины листа. Оптически верх конуса легче, вокруг него больше свободного пространства, поэтому конус в рисунке следует разместить выше, чем, это делается обычно.

Затем отмечаем засечкой самую верхнюю часть конуса и проводим горизонтальную ось основания. Определив таким образом высоту, определяем, насколько ширина основания меньше высоты. Рисуем засечки, ограничивающие ширину основания. При этом учитываем, что эллипс, после того, как он будет построен, немного увеличит высоту конуса.

Только после того, как определена высота и ширина, по центру проводим вертикальную ось симметрии.

Соединяем вершину конуса с основанием. Линии с краю являются самыми удалёнными от рисовальщика поверхностями, поэтому их следует рисовать светлыми.

Следующий этап – построение эллипса

При построении эллипса важно точно определить его раскрытость, насколько малый диаметр (видимый вертикальный размер) меньше, чем его ширина. Чтобы передать объём в линии, ближнюю часть овала сделаем темнее

После того, как построение проверено, можно продолжить изображение объёмной формы конуса. Сперва находим границу света и тени. Граница представляет собой прямую линию, идущую от вершины к точке в основании. Постарайтесь верно определить, каково соотношение части, видимой на свету и части в тени. В верхней части линия немного чётче, в нижней части конуса она более плавно размыта к краям. Связано это с тем, что ближе к вершине конуса форма заворачивается сильнее, она почти приближается к угловой форме, какую мы видим на примере куба. Теневая поверхность удаляется от нас, дальний край по закону воздушной перспективы будет светлее.

Освещённая часть удаляется от зрителя, поэтому, в соответствии с законами воздушной перспективы, она будет темнее. На границе света и тени мы видим полутон, промежуточную поверхность между светом и тенью, он относится к свету, но темнее, чем освещённая часть предмета, т. к. угол падения лучей света здесь небольшой. Падающая тень темнее тени собственной. Она лежит на горизонтальной поверхности, передняя часть тени темнее. Штрих кладём по форме, сначала в направлении лучей, идущих от вершины к основанию.

Для лучшей передачи формы введём горизонтальные линии штриховки, показывающие сечение формы по горизонтали

Особенно важно показать, как форма заворачивается по краям. На завершающем этапе работы уточняем тональные отношения и форму. Освещённая часть чуть темнее снизу, сверху выше контраст света и тени

Теневая часть конуса снизу подсвечена рефлексом от поверхности стола, также имеется рефлекс, проходящий по дальнему краю формы

Освещённая часть чуть темнее снизу, сверху выше контраст света и тени. Теневая часть конуса снизу подсвечена рефлексом от поверхности стола, также имеется рефлекс, проходящий по дальнему краю формы.

Самый простой способ нарисовать шар

Как нарисовать шар: пошаговый мастер-класс для начинающих художников. Следуйте нашим инструкциям, и вы точно научитесь рисовать шар простым карандашом.

1 этап – делаем разметку карандашом на листе

Чтобы в последствии получить нарисованный шар 3d, берем карандаш HB и намечаем ровный квадрат. Далее делим квадрат по горизонтали и по вертикали. Потом мы делим его по диагонали, и отрезки – сверху, снизу, сбоку, должны соответствовать отрезку по диагонали, чтобы размеры все были одинаковые. Затем, далее, эти отрезки мы соединяем и получаем ровный круг.

2 этап – рисуем эллипс

По диагональной линии рисуем эллипс. Нижняя часть эллипса должна быть чуть больше, чем верхняя. Вырисовываем эллипс и стираем лишние линии, которые нам не нужны.

Далее мы строим падающую тень. От центральной линии оси симметрии шара, мы проводим линию слегка по диагонали. Измеряем высоту нашего шара, и откладываем ее вниз, где будет у нас лежать падающая тень. Это будет ее размер, длина падающей тени. Далее уже просто вырисовываем падающую тень, она не должна быть полностью круглой, необязательно стараться рисовать эллипс падающей тени.

Так как свет у нас рассеивающий, то точного контура падающей тени у нас не будет видно. На этом же этапе намечаем плоскость стола. Следующий этап поможет вам увидеть, как правильно штриховать шар.

3 этап – штриховка шара

Полностью заштриховываем наш шар, закругленными штрихами. Заштриховываем падающую тень, горизонтальными и диагональными штрихами. Под самим шаром мы делаем тоновой акцент, для того, чтобы показать прикосновение нашего шара со столом.

Когда штрихуем шар, собственную тень, то есть, нижний край эллипса, мы заштриховываем сильнее и делаем небольшую растяжку. Край собственной тени должен быть темнее и рефлекс чуть-чуть светлее. Световую часть также немного заштриховываем круговыми штрихами полукруглыми.

4 этап – завершение работы, проработка тени

Еще сильнее набираем тон на шаре. Также к полукруглому штриху вводим диагональный штрих. Диагональным штрихом мы показываем переход от собственной тени к полутону. Это нужно для того, чтобы переход стал чуть мягче и появился новый вид штриха. Так мы еще сильнее утемняем шар. Далее утемняем падающую тень, штрих в том же направлении, который был у нас изначально. Немного добавляем фон со световой стороны шара. Фон стараемся сильно не штриховать, чтобы он был светлее, чем падающая и собственная тень. Падающая тень должна быть немного темнее, чем собственная тень на шаре.

Теперь, когда вы знаете, как рисуется шар, давайте поговорим о штриховке – как правильно ее делать и как делать совсем не нужно.

Основные виды геометрических изображений

В последнее время татуировки геометрия стали очень популярными. Подобные тату наносят многие люди, независимо от пола и возраста. Их принято делить на несколько групп.

  1. Двухмерный рисунок, представляющий собой плоское изображение без передачи объема. Это может быть абстрактная композиция, орнамент, мандала, портрет человека, изображение животных.
  2. Трехмерный рисунок, основанный на сочетании сложных геометрических фигур и градиентных переходах в тонах. Визуальные эффекты, создаваемые такой татуировкой, просто не позволят вам скрывать ее под одеждой, поэтому лучше выбрать для нее открытый участок тела. Популярностью у поклонников стиля пользуются тату с применением иллюзии движения. Здесь применимы приемы обмана зрения или мозга.
  3. Комбинированный рисунок, сочетающий в себе реалистичность трехмерного тату-изображения, которое плавно переходит в плоскостной эскиз.

Самый простой способ нарисовать шар

Как нарисовать шар: пошаговый мастер-класс для начинающих художников. Следуйте нашим инструкциям, и вы точно научитесь рисовать шар простым карандашом.

1 этап – делаем разметку карандашом на листе

Чтобы в последствии получить нарисованный шар 3d, берем карандаш HB и намечаем ровный квадрат. Далее делим квадрат по горизонтали и по вертикали. Потом мы делим его по диагонали, и отрезки – сверху, снизу, сбоку, должны соответствовать отрезку по диагонали, чтобы размеры все были одинаковые. Затем, далее, эти отрезки мы соединяем и получаем ровный круг.

2 этап – рисуем эллипс

По диагональной линии рисуем эллипс. Нижняя часть эллипса должна быть чуть больше, чем верхняя. Вырисовываем эллипс и стираем лишние линии, которые нам не нужны.

Далее мы строим падающую тень. От центральной линии оси симметрии шара, мы проводим линию слегка по диагонали. Измеряем высоту нашего шара, и откладываем ее вниз, где будет у нас лежать падающая тень. Это будет ее размер, длина падающей тени. Далее уже просто вырисовываем падающую тень, она не должна быть полностью круглой, необязательно стараться рисовать эллипс падающей тени.

Так как свет у нас рассеивающий, то точного контура падающей тени у нас не будет видно. На этом же этапе намечаем плоскость стола. Следующий этап поможет вам увидеть, как правильно штриховать шар.

3 этап – штриховка шара

Полностью заштриховываем наш шар, закругленными штрихами. Заштриховываем падающую тень, горизонтальными и диагональными штрихами. Под самим шаром мы делаем тоновой акцент, для того, чтобы показать прикосновение нашего шара со столом.

Когда штрихуем шар, собственную тень, то есть, нижний край эллипса, мы заштриховываем сильнее и делаем небольшую растяжку. Край собственной тени должен быть темнее и рефлекс чуть-чуть светлее. Световую часть также немного заштриховываем круговыми штрихами полукруглыми.

4 этап – завершение работы, проработка тени

Еще сильнее набираем тон на шаре. Также к полукруглому штриху вводим диагональный штрих. Диагональным штрихом мы показываем переход от собственной тени к полутону. Это нужно для того, чтобы переход стал чуть мягче и появился новый вид штриха. Так мы еще сильнее утемняем шар. Далее утемняем падающую тень, штрих в том же направлении, который был у нас изначально. Немного добавляем фон со световой стороны шара. Фон стараемся сильно не штриховать, чтобы он был светлее, чем падающая и собственная тень. Падающая тень должна быть немного темнее, чем собственная тень на шаре.

Теперь, когда вы знаете, как рисуется шар, давайте поговорим о штриховке – как правильно ее делать и как делать совсем не нужно.

Понятие светотени

Любой объект ограничен прямолинейными либо криволинейными плоскостями. Каждая из них во время освещения попадает в особые световые и цветовые условия – одни участки освещаются сильнее, другие – слабее. На интенсивность освещенности также влияет расстояние до источника света и угол падения потока света на поверхность объекта. Самыми освещенными будут те участки, на которые световые лучи падают под прямым углом, и наоборот, чем больше наклон потока света, тем темнее поверхность. Светлота также зависит от фактуры и цвета. Например, полированные материалы отражают свет лучше, матовых и шероховатых, а чем темнее участки, тем сильнее поглощается свет.

Наряду с геометрией объекта, градация света и тени является важной составляющей передачи объема. Чтобы создать иллюзию объемного предмета, необходимо правильно изобразить светотень, состоящую из:

  • блика;
  • света;
  • падающей и собственной тени;
  • полутона;
  • рефлекса.

Блик – самая яркая часть светотеневого рисунка, где световой поток практически полностью отражается. Свет – наиболее освещенная часть предмета, а собственная тень – самая темная. Промежуточная по светлоте и месторасположению область называется полутенью или полутоном, а рефлекс – это отраженный в теневой части предмета свет. Отражение дают любые, находящиеся со стороны тени объекты: стены, потолок, поверхность стола и т. п. Падающая тень – это та, которую отбрасывает предмет на окружающие его поверхности.

На приведенном выше рисунке светотень изображена с помощью штриховки – классического метода, которому обучают в художественных школах. Однако штриховка не является естественной для глаза формой передачи объема, поэтому на наших занятиях по рисунку мы ее заменяем тонированием с помощью графитового порошка. Работа ведется «от пятна», линии и переходы получаются мягкими и естественными. Подробности смотрите в видео 

Очень важно определить границу между светом и тенью. У начинающих художников с этим обычно возникают трудности, потому что пограничная зона всегда разная и зависит от условий освещения

Например, на шаре она изогнутая, на цилиндре – прямая, на вазе – извилистая, а на портрете имеет сложную конфигурацию.

Добавим детали

Как нарисовать воздушный шар, который будет выглядеть правдоподобно? Позаботимся о деталях. На куполе прорисуем по осевым линиям дольки, как у апельсина. Можно добавить полосы, узоры. Корзину обозначим подробнее, приделаем к ней ручки. Посадим внутрь людей. Сотрем лишние линии. Раскрашивая воздушный шар, не забудьте про блики на каждой грани купола. Тогда он будет смотреться объемным.

Пришла очередь пейзажа. Нарисуйте голубое небо, белые облака. Внизу — зеленые леса, поля, озера. Чтобы придать рисунку динамику, изобразите пролетающих птиц, двигающихся людей на земле. Красивая картина вполне может стать украшением интерьера.

Как нарисовать шар? На первый взгляд, тут нет ничего сложного. Однако на самом деле вам потребуется немало старания, чтобы штрихи получились аккуратными, а игра светотени правдоподобной. Освоив законы построения элементарных форм, схемы расположения бликов и затемнений, вы будете готовы к созданию шедевров. Все, что требуется — терпение и искреннее желание.

Построение шара

В отличии от других объемных фигур контурный рисунок шара не демонстрирует его объема. Например, в кубе контуры граней своим расположением и направлением указывают на наличие в кубе объема. Чтобы выявить объем в шаре, его нужно мысленно построить, а затем отобразить построение в рисунке. Без этого построения нанести грамотно тени будет затруднительно. Итак, приступим.

Учебное построение шара

Построение объемного шара

Определяем размер шара и вписываем его композиционно в рисунок. Следим за тем, чтобы контуры фигуры были максимально приближены к кругу. Далее, точно по центру проводим через весь круг горизонталь и вертикаль. Круг вписываем в квадрат. Этот квадрат будет центральным вертикальный срезом будущего куба, в который будет вписан будущий шар. Теперь строим тот самый  с , срез которого только что нарисовали, и в который, в свою очередь, будет вписан будущий шар. Действие это умозрительное, так как в реальности куба не существует.

В учебных целях на всех сторонах куба делаем следующий рисунок. Соединяем диагоналями углы стороны куба. Пересечение диагоналей указывает на центры сторон куба. Через эти центры на всех сторонах куба проводим центральные вертикальные и горизонтальные линии, соединяющие противолежащие грани сторон куба. Следующее действие требует понимания того как строится . На каждой из сторон куба рисуем эллипсы (круг, изображенный с учетом перспективных сокращений), которые являются проекциями будущего шара на поверхности куба. Еще один эллипс вписываем в центральный горизонтальный срез куба. Этот эллипс является центральным горизонтальным срезом шара.

Проверим правильность выполнения предыдущих действий. Изначально нарисованный круг своим контуром должен проходить по центральным точкам четырех сторон куба: правой, левой, нижней, верхней. Если есть неточности, то их нужно устранить. Всех выше перечисленных манипуляций вполне достаточно для полного представления об объемном строении шара и дальнейшего нанесения на него светотени.

Финальные штрихи и улучшения

После завершения рисования основных элементов шара и теней, можно приступить к добавлению дополнительных деталей, которые придадут изображению большей реалистичности и объемности.

Один из способов улучшить изображение шара — добавить блики и отражения на его поверхности. Для этого можно использовать белую краску или белый цветовой карандаш. Проанализируйте источник света и определите, где будут находиться наиболее яркие блики на шаре. Это может быть верхняя часть шара или место, где свет сильнее всего падает на объект.

Также необходимо учесть, что вместе с бликами на поверхности шара могут появиться и отражения других объектов или окружения. Если шар находится рядом с другими предметами или находится в отражении поверхности, то его поверхность может «зеркально отразить» эти образы и цвета. С помощью цветного карандаша или красок, добавьте эти отражения на шаре.

Чтобы создать эффект объемности и плавности шара, можно использовать различные градиенты или переходы цветов на его поверхности. Это поможет создать иллюзию объема и текстуры шара. Попробуйте добавить более темные и светлые участки на шаре, чтобы создать эффект склонности света и объема.

Не стоит забывать о том, что шар не всегда имеет абсолютно гладкую или идеальную поверхность. Реалистичный шар может иметь мелкие неровности, морщины или тонкие линии. Используйте карандаш или ручку для создания таких деталей, чтобы придать шару большей естественности.

И на последнем этапе работы, перерисуйте или улучшите контур шара, чтобы он стал более четким и выразительным. Это поможет добавить глубину изображению и сделать шар более реалистичным.

Важно помнить, что рисование требует практики и терпения. Постепенно совершенствуйте свои навыки и экспериментируйте с разными техниками и материалами

В конечном итоге вы сможете нарисовать шар карандашом с тенью и улучшениями и сделать его максимально реалистичным!

Как нарисовать куб в перспективе со штриховкой

На примере следующей работе разберем основные принципы построения пошагово и просто. Перед началом необходимо знать лишь базовые квадратные формы, поэтому урок подойдет для детей 6-го класса. Рекомендуем набить руку в рисовании прямых линий без линейки, для этого просто потренируйтесь на листе проводить их без посторонней помощи. С таким навыком изображение получится намного быстрее.

Если вам слишком сложно воспринимать объем, перед собой поставьте что-либо кубической формы, это может быть колонка или коробка. Видя в живую силуэт, вам будет легче воплотить его на бумаге. 

Подготовьте карандаш мягкостью HB и приступаем к творчеству:

Куб состоит из шести квадратов, поэтому сначала мы изобразим их основные грани. Помните, что все они равны между собой. У основания обозначаем горизонтальный вспомогательный ориентир, находящийся под наклоном. От него и расходятся все остальные плоскости. Учитывайте, что левый луч расходится под большим углом.

Вырисовываем вертикальные полосы и соединяем их сверху. Прорисовываем продолжение всех направляющих, они будто стремятся сойтись где-то далеко.

Будем строить предмет насквозь, будто он прозрачный, поэтому покажем границы и внутри

Обратите внимание, что параллелепипед донышка чуть шире крышки. Обязательно проверяйте параллельность всех линий, они могут немного сходится, но ни в коем случае расходится. Стираем ластиком внутреннее построение, так как далее займемся тонировкой

Верхнюю плоскость оставляем не закрашенной. Левую вертикальную область наполняем лишь слегка. Самой темной частью будет лицевая. Направление штрихов должно быть параллельно граням. Фон оформляем диагональными движениями

Стираем ластиком внутреннее построение, так как далее займемся тонировкой. Верхнюю плоскость оставляем не закрашенной. Левую вертикальную область наполняем лишь слегка. Самой темной частью будет лицевая. Направление штрихов должно быть параллельно граням. Фон оформляем диагональными движениями.

Повторно выделяем края. Закрашивая стол, придерживаемся горизонтального направления штриха. Тонально он темнее левой плоскости куба. Самое темное пространство — это тень, она будет падать справа. Чем ближе она к объекту, тем более она насыщенная и четкая.

Затемняем границы у освещенных граней, чтобы выделить их. Так, верхний левый угол должен быть самым насыщенным. Прорабатываем и уточняем рисунок, внимательно рассматривая натуру или фото.

У нас получился настоящий графический шедевр! Развивайтесь и изображайте другие фигуры, например, пирамиды или шары. Творческих успехов!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Хозяйка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: