Родительские субботы в 2018 году: календарь

Что нужно делать в родительские субботы

Считается, что в первую очередь нужно посетить кладбище – это не совсем правильно.  В первую очередь нужно посетить церковь, отстоять службу, прочесть молитву, поставить свечу.

И для души покойных это гораздо важнее, нежели посетить их последнее земное пристанище. Но полностью исключать посещение кладбища, конечно, нельзя – привести в порядок могилу, подмести или прополоть, почистить ограду и помянуть добрым словом любимого человека нужно.

Трапеза должна быть очень скромной, постной, а от спиртного лучше отказаться. В храмах же устраивать перекусы и тем более употреблять любой алкоголь нельзя. Храм – место молитвы и воссоединения с Богом.

Если не получается посетить ни церковь, ни кладбище, то нужно помолиться дома перед иконой и фотографией усопшего, но тут главное не антураж, а искренность молитвы.

Славянские обряды

Перед Дедами чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Празднование родительской субботы начинается вечером в пятницу, в избах: после ужина семьи хозяйка накрывает стол новой скатертью, ставит еду и приглашает предков. В субботу готовят кутью, блины, яичницу, мясо, а также явства, особенно любимые их предками. За обедом откладывают по одной ложке в отдельную посуду, которую оставляют на ночь. Также наливают в отдельную посуду воду и вешают рушник (полотенце), чтобы ночью «души умерших умылись и пообедали». Торжественный поминальный ужин длится довольно долго, все ведут себя сдержано. Вспоминают лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордится не одно поколение этого рода.

Дмитровскую субботу всегда проводят торжественно: ходят на могилы своих покойников и служат здесь панихиды, устраивают богатые подношения церковным служителям. Женщины причитают на могилах родителей и наиболее близких родных. «Родительская справлялась, что называется, честь-честью. Приготовляется к ней деревенщина-посельщина, словно к какому великому празднику: пива варит, меда сытит, пироги печёт, кисели заготовляет разные — поминальщикам да причту церковному на угощение, усопшим родителям-сродственникам на вспомин души. Русский пахарь-народ зачастую, начиная за здравие, сводит на упокой, — но бывает (и нередко), что наоборот — начав поминаньем, сводит на ликованье-здравствованье. К Дмитриеву дню с полной справедливостью можно отнести последнее. В этот праздник мёртвых можно наблюдать в народной Руси «радование» живых».

Славянские традиции

Перед родительским днём чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Празднование начиналось вечером в пятницу, в избах: после ужина семьи хозяйка накрывала стол новой скатертью, ставила еду и приглашала предков. В субботу готовили кутью, блины, яичницу, мясо, а также яства, особенно любимые их предками. В этот день каждая хозяйка заботилась особенно, чтобы наготовить побольше разных кушаний. У богатого мужика жена готовила не менее двенадцати блюд. Встречаются указания, что ко дню поминовения родителей выкармливалась и закалывалась свинья. За обедом откладывали по одной ложке в отдельную посуду, которую оставляли на ночь. Также наливали в отдельную посуду воду и вешали рушник (полотенце), чтобы ночью «души умерших умылись и пообедали». Торжественный поминальный ужин длился довольно долго, все вели себя сдержано. Вспоминали лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми могло гордиться не одно поколение этого рода.

Дмитровскую субботу проводили торжественно: ходили на могилы своих усопших родственников и служили здесь панихиды, устраивали богатые подношения церковнослужителям. Женщины причитали на могилах родителей и наиболее близких родных. «Родительская справлялась, что называется, честь-честью. Приготовляется к ней деревенщина-посельщина, словно к какому великому празднику: пива варит, меда сытит, пироги печёт, кисели заготовляет разные — поминальщикам да причту церковному на угощение, усопшим родителям-сродственникам на вспомин души».

Во многих местах России поминовение усопших в Дмитриевскую субботу совершалось на могилах и сопровождалось «причитаниями, пьянством и разгулом». Бытовал обычай, по которому повенчавшиеся в октябре пекли к этому дню особые «поминальные пироги» и относили их на кладбище, оставляя там на могилах.

В Вятской губернии в Дмитриевскую субботу или другой осенний праздник молили старую наседку, трижды высидевшую цыплят (троецыплятница, куретёна): птицу закалывали и устраивали трапезу для вдов и старух.

В ночь на субботу у сербов, черногорцев и македонцев на стол ставили хлеб, освящённую воду и вино, так как верили, что в полночь придут души умерших. У хорватов подобный обычай существовал в «день душ» или «день мёртвых» (хорв. dusnidan, mrtvi dan) 2 ноября. Македонцы называли этот день — «митровденска задушница, митровски мртвен». Так же, как у соседей католиков (хорватов и словенцев), было принято ходить на могилы предков и зажигать на них свечи, приносит питьё и еду для умерших. В Сербии и Черногории пекли небольшие хлебцы для покойникам, причем различные по форме для мужчин и для женщин.

В Сербской православной церкви Дмитриевская суббота (серб. Митровске задушнице, затворне задушнице) входит в число четырёх главных поминальных суббот в году. В сербской народной традиции поминки перед Дмитриевым днём местами совершались в пятницу, а не в субботу.

Болгары осенний поминальный день (задушницы) также отмечают в субботу перед Димитровым днём, реже после него (болг. Димитровска задушница, голяма задушница, страндж. Митровско одуше, есенско одуше) или в субботу перед Михайловым днём, 8 ноября (болг. Архангелова, Рангелова задушница, Рангелска душница, Архангелска одуша, капанск. душна събота). Осенняя задушница может считаться в тех или иных регионах главной задушницей года.

Поговорки и приметы

  • Дмитриева суббота — кутейникам работа.
  • Покойнички на Русь Дмитриев день ведут; покойнички ведут, живых блюдут.
  • На дедовой неделе и родители вздохнут.
  • Жили деды́ — не знали беды, а внуки познали муки (белор. Жылі дзяды — не бачылі бяды, а ўнукі набраліся мукі).
  • Дмитриева суббота по снегу, и святая по снегу.
  • Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота.

Как поминали почивших на Дмитриевскую субботу

В старину на Дмитриевскую родительскую субботу на Руси было принято устраивать застолья, поминая усопших родных и друзей. Накануне люди делали в домах уборку и мылись. В бане оставляли свежий веник и чистую воду для умершего, чтобы задобрить душу покойного.

Поминальный стол уже с пятницы застилали белой скатертью и ставили на него свечи. Хозяйки готовили блюда из мяса, основным из которых была фаршированная свиная голова.

К столу подавали традиционные поминальные блюда: кутью, блины, пироги и другие любимые кушанья усопших родственников. Форма пирогов, которые готовили с разными начинками (мясом, капустой, творогом) обязательно должна была быть продолговатой.

Для усопшего на стол ставили отдельную тарелку, куда каждый родственник клал по одной ложке своей еды. Это подношение оставляли на ночь, чтобы усопший мог поесть вместе со своей семьей.

С Дмитриевской субботой связано множество примет. Считается, что если в этот день холодно и уже выпал снег, то весна будет поздней, а если случилась оттепель, весна будет теплой. В старину говорили:: «Дмитриева суббота – кутейникам работа», так как накануне праздника было принято подавать к столу обрядовое блюдо – кутью, поминая усопших.

Надеемся, что узнав, когда будет Дмитриевская родительская суббота в 2018 году, вы проведете ее в соответствии с издавна сложившимися традициями и воздадите дань памяти вашим родным, следуя православным обычаям.

Как поминать почивших

Молитва за усопших родственников и близких – самое главное и самое большое, что мы можем сделать для отошедших в мир иной. Ни в гробе, ни в памятнике почивший, по большому счету, не нуждается – это лишь благочестивая дань традициям.

Простой деревянный или металлический крест более приличествует могиле истинного православного. Но душа усопшего испытывает огромную потребность в нашей непрестанной молитве. Святитель Иоанн Златоуст писал:

А особенную помощь усопшим оказывает поминовение их в Церкви.

Православный календарь — это обязательная и неотъемлемая часть жизни верующих людей.

Заглянув в него, можно узнать даты великих постов и праздников, а также распланировать свой график на последующий год — рабочие, выходные, посадочные, постные и поминальные дни.

Родительские субботы в 2017 году имеют четко установленные даты. Если нет времени сходит в церковь и поставить свечку, то надо обязательно съездить на могилы усопших. Отвезти цветы, прибраться и выказать дань почтения. Родительских суббот в течение года не много, но они позволяют остановиться в повседневной суете и вспомнить, хотя бы на минуту, о тех людях, которые были и остаются для нас очень дорогими

Важно иметь в сердце весь смысл Великого поста, и ограничивать себя в слабостях

Родительские субботы в 2017 году

Родительскими днями называются специальные дни, в которые принято вспоминать усопших людей.

. 9 мая 2017 года
, вторник — день памяти по погибшим в Великой Отечественной войне.

Июньская Родительская суббота предшествует великому празднику Троице и выпадает на 3 июня.

11 сентября 2017 года
, понедельник — день поминовения усопших православных воинов

Что нужно делать в родительский день

Довольно большое количество народу посещает родных и близких на кладбище именно в праздник Пасхи. Многие, к сожалению, придерживаются кощунского обычая сопровождать посещения умерших пьяным диким разгулом. А те, кто не делает так, очень часто даже не знают, когда в Пасхальные дни можно (и нужно) поминать усопших.

Первое после Пасхи поминовение почивших совершается на второй пасхальной седмице (неделе), после Фомина воскресенье, во вторничный день. А распространившаяся традиция ходить на кладбище в сам праздник Пасхи, остро противоречит установлениям Церкви: до девятого дня от Пасхи поминовение умерших совершать нельзя. Если же человек уходит в мир иной на Пасху, тогда его хоронят по особому пасхальному чину.

Как и многие православные священнослужители, священник Валерий Числов, настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы на Успенском кладбище Челябинска, предостерегает от необдуманных поступков и от прочих действий, совершенных по незнанию в праздник Радоницы:

«Следует помнить, что кладбище — это место, где следует вести себя с благоговением, Печально видеть, как некоторые люди пьют там водку и поют мирские песни. Кто-то крошит на могильный холм хлеб и яйца, льёт спиртное. Устраивают порой настоящий разгул. Всё это напоминает скорее языческие тризны и неприемлемо для христиан. Если уж мы взяли на кладбище еду, лучше раздать её нищим. Пусть они помолятся за наших усопших, и тогда Господь, возможно, пошлёт какое-нибудь утешение нашим родным»

Придя на кладбище в праздник Радоницы, нужно зажечь свечку и совершить литию (усиленно помолиться). Для совершения литии во время поминовения умерших, следует пригласить священника. Также можно прочесть Акафист об упокоении усопших. Затем надо прибрать могилу, немного помолчать, вспоминая почившего.

Не нужно пить, и есть на кладбище, недопустимо лить спиртное на могильный холм — эти действия оскорбляют память мертвого. Традиция оставлять на могилке рюмку водки с хлебом является пережитком языческой культуры и не должна соблюдаться в христианских православных семьях. Еду лучше отдать нищим или голодным.

Немного о правилах

Обычно вечером в пятницу, накануне родительской субботы, прихожане собираются в храме, где совершается Великая полная панихида или парастас – это служба, в ходе которой все молитвы и песнопения посвящены усопшим. Здесь вспоминаются их имена и молятся о благополучии их душ в вечности. Служба посвящена усопшим, где совершаются просительные молитвы за их души. Этот момент служит подготовкой к основному богослужению.

После парастаса следует Всенощное бдение, а утром, в саму поминальную субботу, проводится заупокойная Божественная литургия, после которой также совершается общая панихида. Для этого мероприятия прихожане готовят записки, на которых указывают имена усопших родственников.

Записки: как правильно составлять

Важно учесть, что все записки должны быть написаны в церковном написании, полностью и точно указывая имена поминаемых. Пишите имена крупными и разборчивыми буквами; лучше использовать печатные буквы, чтобы избежать недоразумений

Имена должны быть перечислены в родительном падеже, например, не Ивана, а Иоанна, не Семена, а Симеона. Если вы упоминаете имена священнослужителей, добавляйте сан перед их именами – полностью или в принятом сокращении, например, протоиерея Николая или иерея Петра.

В записках об упокоении усопшего используйте термин «новопреставленный» – этот термин применяется в течение 40 дней после кончины и символизирует переход души в новое состояние.

Пожертвования

Еще одним способом приносить радость душам усопших являются: милостыня, творимая в их пользу, поддержка нуждающихся, помощь голодающим и бездомным. Все это может быть сделано в память об усопших и являться благодатным даром для их душ

Важной частью этой милостыни может являться пожертвование в храм – прихожане приносят хлеб, сладости, фрукты и овощи, растительное масло, сахар, муку и другие нескоропортящиеся продукты

Это символическое пожертвование отражает заботу и преданность; продукты, принесенные верующими, служат для разделения милостыни. Священники обычно одаривают певчих и помогают детским приютам и домам престарелых. Верующие делают свои подношения от имени ушедших родственников, которые уже не могут это сделать сами. На практике мясные продукты и крепкие спиртные напитки не рекомендуется приносить, чтобы соблюсти благочестивую атмосферу в храме.

Богослужение

Согласно богослужебным нормам, в Дмитриевскую родительскую субботу совершается заупокойная служба, руководствуясь 13-ой главой Типикона с пением «аллилуйя». Этот устав, хотя формально может быть использован в различные субботы года, на практике применяется лишь в Дмитриевскую субботу.

Таким образом, Дмитриевская родительская суббота, с точки зрения богослужебных норм, остается особым и важным моментом в православной практике, которая отмечается службой, применяемой только в этот день, и придает ей особую ценность и значимость.

Молитва за усопших – это очень важный акт, который объединяет нас с миром духовным, ведь душа усопшего не может совершать молитвы и добрые дела в этом мире, чтобы умилостивить сердце Божье. Поэтому молитва становится для нас способом помочь душам усопших родственников. Мы просим Бога об упокоении их душ и благословении их в вечности.

Храни вас Бог!

Славянские обычаи в Дмитриевскую субботу

Дмитриевская суббота у наших далеких предков была днем перехода от осени к зиме. Поэтому, если после праздника Покрова оставались незаконченные дела, то к этому дню старались все закончить и завершить подготовку к суровым морозам.

Славяне называли этот день Осенние Деды или Дедова суббота. Как и в другие поминальные дни, женщины были заняты генеральной уборкой. Убирали во дворах, вымывали все лавки, окна, столы. Что нужно было старались побелить или починить. Перед Дедовой субботой вся семья обязательно должна была вымыться, после чего оставляли воду и веник для усопших родственников.

В Дмитриевскую родительскую субботу ужин был особенным и проходил немного иначе, чем в другие поминальные дни. Вспоминать усопших начинали уже с пятницы и для этого обязательно приобретали новую белую скатерть, которой застилали поминальный стол. Хозяйки готовили традиционные славянские поминальные блюда — кутью, узвар, блины, пироги, а также любимые блюда усопших родственников.

К поминальным пирогам в этот день относились особенно, так как на столе можно было встретить их огромное разнообразие с разными начинками — с мясом, капустой, творогом и так далее. Причем форма обязательно должна быть продолговатой. Также каждая хозяйка старалась приготовить как можно больше блюд из мяса — жаркое, студень и даже ветчину можно было встретить на столах. Но вот традиционное и основное было — фаршированная свиная голова.

На стол, что в пятницу, что в субботу обязательно ставили свечи. Так считалось, что семья таким образом дает знак умершим, что о них не забыли и вспоминают. Ведь раньше верили, что все усопшие в этот день спускаются на землю в свои родные дома. Потому и старались собрать семью в родовых жилищах. Обязательно вспоминали о том, какие были усопшие при жизни, об их добрых качествах и поступках. Также самые старшие в семьях рассказывали молодежи историю семьи и родословную.

В пятницу, после того, как вся семья поужинала, хозяйка дома убирала весь стол, накрывала его чистой скатертью и расставляла столовые приборы с едой. Затем она приглашала всех усопших родственников к столу.

На следующий день в субботу за поминальной трапезой каждый член семьи откладывал по одной ложке от каждого яства в отдельную тарелку, а затем это все оставляли на ночь для усопших. Это делалось для того, чтобы души умерших смогли прийти домой и насытиться едой вместе со всей семьей. Рядом с тарелками ставили миску с водой и полотенце, чтобы они смогли омыться после трапезы. В Дмитриевскую субботу обязательно помогали нищим и голодающим — давали щедрую милостыню, кормили пирогами и просили их молиться за души ушедших.

Слово в Димитриевскую родительскую субботу

      Это поминовение усопших в честь и память великомученика Димитрия Солунского было впервые совершено преподобным Сергием Радонежским после Куликовской битвы и продолжается из века в век. Церковь верно молится за всех воинов православных, живот свой за веру и Отечество на поле брани положивших. Сколько погибло их в Великую Отечественную войну 1941—1945 годов — ни один дом, наверное, не обошло горе. Мы сугубо поминаем в этот день невинно убиенных в октябре 1993 года и погибших в Чечне и Южной Осетии. Всех невинно убиенных в Новороссии и жизнь свою за веру и Отечество там положивших. Всех утонувших и сгоревших в катастрофах и стихийных бедствиях. Всех в последние годы насильственно жизни лишенных, среди которых немало священников, стариков, девиц и детей. И молимся, как всегда, за всех усопших, сподобившихся принять святое крещение. Просим тех, кто кровью своей запечатлел верность заповеди Христовой, заступиться за них пред Господом.

    Бесчисленны имена усопших, которые произносятся в ектении, читаются в записочках о упокоении. Это члены нашей семьи, те, кого мы особенно любим. Те, кто упокоился вдали от нас, и которых мы иногда забываем. Те, с кем порой у нас были трудные отношения. Наши предки и все те, кому мы обязаны жизнью. Наши соседи и наши близкие. Те, кого мы хорошо знали. Те, кто умер в этом году. Те, кто умер давно. Сколько гробов каждый день выходит из домов Донецка и Луганска, из нашего города, из всех селений вымирающей нашей России! Среди них ― те, кого все знают благодаря прессе и телевидению ― художники, писатели, ученые и прочие знаменитости. И толпы безвестных, ничем не прославленных, почти безымянных. Те, кто были счастливы, и те, для кого жизнь была бездной отчаяния. Те, кто были благородными и щедрыми, и те, кто были ко всему безразличными. Те, чьи надгробные памятники всегда украшены цветами, и те, чьи братские могилы давно сравнялись с землей. Те, кто верили, что сподобятся рая, и те, кто ни на что не надеялись.

    Вслушаемся в то, что поет Церковь, и постараемся услышать за этим пением голоса усопших. Слава Богу, что мы находим время, чтобы придти ради них в храм, остановиться среди нескончаемого бега жизни и смерти. Не ограничимся подачей свечек и записочек или принесением на могилу цветочков. Воскресим в нашей памяти то, чем они были. На расстоянии мы видим их лучше, подлинней. Мы различаем их главные черты. Мы по-новому воспринимаем все, в чем проявились их слабости, их хрупкость, но также их доброта, их глубина, их единственность и неповторимость. Вечность дается человеку, чтобы он мог избавиться от всего, что было не так, чтобы как в огне сгорело все, что недостойно истинной жизни.

  Пусть наша личная память об усопших соединится с вечной памятью Церкви во Христе Иисусе. Мы все прекрасно знаем, когда умирает кто-то из наших близких, какими бы ни были наши отношения, внезапно открывается, как недостаточно мы проявляли к ним любви. И мы понимаем, что теперь это совершенно непоправимо. Но Христос по-прежнему обнимает всех на Кресте и дает, пока мы живы, новые возможности. Услышим, что говорят нам наши усопшие: «Жизнь коротка, не упустите существенное!»

    Ныне день молитвы за них и с ними. Некоторые из них, может быть, уже в славе и созерцают лицо Господне. А другим еще надо очистить свои запачканные в грязи греха одежды, прежде чем они смогут войти в дом Отчий. Они жаждут этого очищения и надеются на наше заступничество. Пусть наша молитва соединится с евхаристическим приношением Церкви о всех и за вся. И с предстательством тех, кто, приобщившись Христу, жизнь свою положил за друзей своих. Чтобы все могли научиться Христовой любви. Потому что Бог уготовал встречу лицом к лицу для любящих Его.

История возникновения Дмитриевской родительской субботы

По утверждению архиепископа Димитрия, именно установление Дмитриевской субботы способствовало отмене языческих погребальных обрядов — тризн. Тризны служили у язычников при погребении покойника, во время них исполнялись ритуальные пляски, песни и даже состязания воинов. Покойника сжигали на ритуальном костре, около которого потом устраивали тризны, позднее превратившиеся в поминки.

День поминовения усопших в начале ноября был установлен самим великим князем Дмитрием Донским, а благословил это начинание Сергий Радонежский.

В 1380 году произошла битва на Куликовом поле, в ней погибли несколько сотен тысяч русских и два инока, которых похоронили под стенами Троице-Сергиевой обители. В память о павших воинах Дмитрий Донской предложил отмечать день поминовения перед праздником святого Димитрия Солунского.

Это предложение было принято, ибо победа русских стоила тысяч жизней отцов, мужей и сыновей, которых оплакивали в семьях. Дмитриевская суббота празднуется накануне дня памяти великого Димитрия Солунского, 8 ноября. Субботний родительский день отмечается в ближайшую перед этим праздником субботу.

Для сведения! 4 ноября православный мир отмечает день иконы Матери Божьей, при совпадении этого дня с родительской субботой, она переносится на последнюю субботу октября.

Память погибших воинов

Хотя битва на Куликовом поле и не привела к немедленному окончанию монголо-татарского ига, но именно с нее начался процесс возрождения русской земли.

Куликовская битва. Павел Рыженко

В битве пало небывалое по тем временам число воинов. Войско Золотой Орды превосходило русское по приблизительным подсчетам впятеро. Оно было разбито наголову, но наших воинов пало более двадцати тысяч.

Все Куликово поле было усеяно телами погибших. Погребение павших заняло более недели.

20

Октября
1380 года

Впервые была совершена заупокойная служба по всем павшим в Куликовской битве. Службу совершал Преподобный Сергий, игумен Радонежский, в присутствии князя Дмитрия Донского. Особо поминались воины-схимонахи Александр и Андрей (Пересвет и Ослябя).

Куликовская битва  отстоит от нас во времени на много столетий. Но нужно помнить, что это была не просто война за территории или государственный суверенитет. Это было противостояние мировоззрений, а главное — вер. Святой благоверный князь Дмитрий Донской отстоял не только русскую землю, но и христианскую веру – в том числе для всех нас, потомков тех, кто бился на поле Куликовом.

Краткое житие св. Димитрия Солунского

Иконография: Димитрий Солунский, великомученик Датировки: XIII в. Конец XII – начало XIII века. Происхождение: Из нижней церкви Дмитрия Солунского Успенского собора города Дмитрова, построенной в 1713 году, где в 1919 году обнаружена Н.Н. Померанцовым. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы:  высота 156 см, ширина 108 см. Дмитрий представлен сидящим на троне, левой рукой он держит ножны, правой вынимает меч. В левом верхнем углу изображен благословляющий Христос, справа – летящий ангел несет Дмитрию мученический венец. Инв. № 28600 Государственная Третьяковская галерея, Москва Литература: Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. № 14.

Святой великомученик Дмитрий был тайным христианином. Жил он о времена императора Галерия Максимиана и был проконсулом в Фессалониках. Эта область, известная нам также как Солунь, была местом, где жили славяне. Возможно, и родители Дмитрия были славянского происхождения, и может быть, этим объясняется его особое почитание на Руси.

Император повелел молодому военачальнику преследовать и убивать христиан, но Дмитрий открыто заявил себя христианином и призвал к вере жителей города. Зная, что ему предстоит мученичество, Дмитрий раздал все свое имущество. Он был сброшен на копья воинов.

Император приказал отдать его тело диким зверям, но христиане тайно погребли святого.  Над этим местом при святом равноапостольном Константине воздвигли церковь, а в VII веке были найдены нетленные останки святого Дмитрия.

С именем святого связаны самые начальные страницы русской летописи: так, когда Вещий Олег разбил греков у Царьграда, те устрашились и говорили, что это святой Дмитрий послан на них. А церковное почитание святого началось на Руси сразу после  Крещения святым равноапостольным князем Владимиром.

На иконах святой великомученик Дмитрий изображается с мечом и копьем, в пернатых доспехах. Русские войны считали святого Дмитрия Солунского своим покровителем, а его память всегда связывали с защитой Отечества и подвигом воина.

Это интересно: Дмитрий Солунский (Фессалоники́йский) Мироточец: житие и почитание

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Хозяйка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: